Сибирские огни, 1963, № 4
внимание на всем, что сопутствует глав ному. Но несмотря на это, сквозь эти «завалы» и нагромождения, прорывает ся искренний, взволнованный голос авто ра, который находит путь к нашему серд цу и заставляет нас любить его ге роев, вместе с ним размышлять о судьбе поколения, к которому принадлежит, ве роятно, и он сам. Мы всем сердцем ощу щаем, что В. Росляков не мог не выпол нить своего долга перед одним из юно шей «с пушком на верхней губе», судьба которого так похожа на судьбы тысяч других его ровесников, не мог не расска зать о нем... Л е о н и д Ч и к и н ЗАПАХ КЕДРА И СВЕЖ ЕСТЬ ВЕТРА Р одина! В нашем представлении при этом слове возникают заснежен ные северные просторы и обожженные солнцем пустыни Средней Азии, раз дольные украинские поля и штормовой прибой у Курильской гряды... Но в серд це каждого из нас живет своя маленькая, бесконечно дорогая и всегда близкая ро дина. У одного это—березки за околи цей, у другого — задумчивая речка, у третьего — тайга. Но, конечно, каждый считает свою родину самой лучшей. И посвящает ей задушевные слова... В короткой биографической справке об авторе этой книжки1 говорится, что он родился и рос в одном из районов Том ской области. В самом деле, ни в какой творческой командировке не подсмот ришь, как По зыбучей жидкой сини Вдоль реки — куда ни кинь Только спины, спины, спины — Рябь колышущихся спин. Грузновато, хладнокровно, Бок о бок, торцы в торцы Прут лоснящиеся бревна — Крепкогрудые пловцы. И, извечно молчаливы, К самой речке подступив, Наблюдают молча ивы Этот массовый заплыв... Василий Казанцев любит природу, тонко чувствует ее, она органически вхо дит в строки его лучших стихов. Он ни разу в своих стихах не употребляет сло во «Сибирь», не клянется в верности сво 1 Василий К а з а н ц е в . В глазах моих небо. Томское книжное издательство, 1962. ему родному краю. Но хорошо как раз то, что Сибирь видна за строками, за эти ми «колеями лесных дорог», «пихтовы ми лапками» и «упругими корнями». Так и чувствуется, что поэт «вышел из ле су», как он говорит в одном стихотворе нии, и принес с собой запах таежных трав и звон лесных родничков. В отличном, на мой взгляд, стихотво рении «Доски» В. Казанцев находит точ ные детали, удачные сравнения, и все строки как-то искрятся таежными блест ками... Был белый январь Ослепительный, жесткий. По городу нес я сосновые доски. Они тяжелели, как медные плиты. Они были инеем тонким покрыты. Лучились, скрипели. И от удара Пели вполголоса, как гитары. Я в комнату внес их. И в комнате стены» И стол, и бумага запахли мгновенно Грибами белыми, Мхами прелыми, Шишкой палой, Брусникой алой... Настоящая поэзия в стихах «Облака в воде качая», «На январском на морозе», «Революция», «Вещи», «Весеннее» и не которых других, в тех, в которых опять- таки поэт не забывает красоты и величия своего родного края. Мне кажется, что. эти стихи удались потому, что — как го ворит сам поэт: Но со мною запах кедра, Но со мною свежесть ветра, Горький привкус ивняков. Потому что я вначале, В дальнем детстве, жил на Чае. Потому что Чаей плыл. Потому что Чаю пил... Есть, конечно, в сборнике неудачные стихи. Есть просто слабые. В. Казанцев, видимо, сам знает об этом, когда пишет: «Бывает, что споткнешься чуть, и тот, кто шел одной тропою, не то, чтоб руку протянуть — смеяться будет над тобою. А мне, не знаю почему, когда актер со бьется с роли, неловко станет поневоле и больно так же, как ему...» Думается, что поэт явно «споткнулся» и на избитой теме в стихотворении «Ше лестит волна по гальке белой», на таком пустячке, как «Любит — не любит», а в; стихах «Возьми волненье у рассвета», «Прохожий» так укутал словами в об- щем-то ясные и правильные мысли, что' поневоле спрашиваешь себя: а к чему бы ло огород городить? Но там, где В. Казанцев спотыкается, мне не смешно. А вот неловко — да! Не ловко за поэта, который может писать хо рошие стихи и все-таки допускает в сво ей работе брак. Хорошо, что таких стихов в книжке мало. Первый сборник поэта вышел н&
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2