Сибирские огни, 1963, № 4
вспоминает, он освещен трагическим светом. Ведь кому как не этому поколе нию знать, как безжалостно и страшно был разрушен этот мир. Люди, его насе ляющие, должны были не строить, не писать книги, а воевать. Среди домов, автомобилей И люди праздничными были, И люди были, как цветы... Так воспринимают мир в предвоенной Москве и герои повести В. Рослякова «Один из нас» Коля Терентьев и его друг, от лица которого ведется повество вание1. «Да, мир, в котором мы живем, — говорит герой повести, — прекрасен. Мы с гордой небрежностью открываем стеклянную дверь института, сбегаем в подвальный этаж раздевалки и оттуда, не торопясь, поднимаемся на первый этаж, чтобы до звонка обменяться приветствия ми с однокурсниками». Изображая этот предвоенный мир, Росляков сумел найти сочные, живые, поэтические краски, он сумел художественно выразить основную мысль повести — человек создан для счастья. Война для героев Рослякова бессмысленна своей чудовищной неспра ведливостью, враждебностью человеку и уже созданному прекрасному миру. Отто го они так влюблены в жизнь, так жаж дут действия, так остро ощущают красо ту поэзии, науки, деяния, а Коля Те рентьев, проводив товарища в действую щую армию на финский фронт и размыш ляя о том, что его могут убить, воскли цает: «Какая подлость!» Оттого и компо зиция повести построена на основе столкновения двух страшно далеких и смертельно враждебных миров. И отто го-автор, прерывая повесть, «вызывает» погибшего в 1941 году Колю Терентье ва, сегодня показывает ему новую Моск ву и словно бы говорит: «Ты погиб не напрасно, жизнь все равно восторжест вовала...» И оттого же, охваченный лю бовью, ненавистью и горечью, он воскли цает; «И как они посмели убить тебя, гады!» Коля Терентьев стоит в центре пове сти, Это — цельный характер, обладаю щий скрытой силой. Многое нам дорого в Коле. И то, как он отнесся к истории с матерью, беспредельно любившей свое го жестокого сына. И то, как Коля, «тон кошеий парнишка с теплыми глазами» читает «Капитал» Маркса в первую сту денческую ночь. И то, как чисто и робко он любит Наташу. В его записной книж ке подчеркнуто: «Советский человек не имеет права быть неучем, дураком и вообще плохим человеком». А его пер вая поэма — о красном комиссаре, уми рающем за революцию. Нам дороги в нем его юношеская стойкость и вера в победу, его детская, еще не закаленная в огне ненависть к врагу, его моральная ) В. Р о с л я к о в . Один из нас. Повесть, «Новый мир», 1962, № 2. чистота, не замутненная несправедли вым, обидным и страшным исключением из комсомола. Витя Ласточкин, Зиновий Блюмберг, Коля Терентьев — все они были разные; но их объединяло одно, об щее; они еще тслько вступали в жизнь— и уже готовы были без колебаний стоят! насмерть за тот мир, который был им тогда дорог, в котором они родились, вы росли и воспитались. Вместе с ними воюют их старшие то варищи и их отцы. Не будь рядом с мо лодыми героями повести политрука, ко мандовавшего пушечкой, преградившей путь немецкой пехоте и танкам, вряд ли бы они стояли так геройски против на глого, вооруженного до зубов врага. Вряд ли бы они смогли с такой отчаянной храбростью, какой обладал этот полит рук и за которой стояла большая воин ская выучка и умение, холодная ярость и зрелая ненависть к смертельному врагу, бить из пулемета по зеленым ши нелям, отбивая атаку за атакой. И вряд ли бы им хватило душевной твердости и просто уверенности в своей правоте, чтобы расстрелять паникера и дезерти ра, как это делает политрук. И потом, когда уже не было смысла сопротивлять ся и нужно было уходить, вряд ли бы у них хватило военного опыта, чтобы вый ти с занятой врагом территории. Герои Рослякова не совершают исклю чительных подвигов. Автора больше при влекает обыденность фронтовой обста новки, суровые будни войны, серые крас ки. Развитие действия замедленно. Все словно только еще начинается, главное впереди. Есть только начало пути. Вни мание автора занимают детали пред военного и военного быта, он хочет вос становить воскрешенные в памяти собы тия; в круг его описания попадает суще ственное и несущественное, он словно хо чет сказать: вот так было. Интересно это или неинтересно, но это так начина лось, и это было с нами тогда, когда мы были молоды. Пожалуй, некоторая «мемуарность» повести сказывается отрицательно на ее образности и сюжете, мешает восприя тию ее как целого. Создается впечатле ние, что автор старается изложить исто рию фронтовой юности почти без всяко го отбора событий, не стремится к обоб щениям крупного плана. В повести боль ше, чем хотелось бы, описательности, многие герои только ходят и размышля ют, некоторые внезапно появляются чуть ли не в каждой новой главе и так же не ожиданно и надолго исчезают. «Море людей», «река жизни» — эти слова, принадлежащие автору повести, мне ка жется, лучше всего определяют его пи сательскую позицию. Масса эпизодиче ских лиц и характеров в сравнительно небольшой повести, их «текучесть» — это и есть та «река жизни», в которую нельзя войти дважды, и поэтому якобы бессмысленно останавливать долго свое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2