Сибирские огни, 1963, № 4
торый и должен быть не заметен для читателя. Некоторые, словно бы «проходные» эпизоды так и просятся на сопоставле ние, и такие контрасты «работают» без ошибочно. — Неужто нельзя перебросить нас на самолетах? Ведь это же какой-то кустар но-первобытный способ — так добирать ся, — возмущается один из членов экс педиции. Костомаров спокойно объясняет, поче му нельзя было использовать самолет. Но самолет все-таки появился, он поя вился, как в сказке, и, как в сказке, ис чез. «Мы с таким трудом преодолевали каждый метр, а он легко сделал за не сколько секунд то, что нам не одолеть и за час», — записывает Коренков. Но если так, разве самолет не мог до ставить экспедицию к месту работ? Ко нечно, мог. И Костомаров это знал. Знал, но спокойно и убежденно объяснял, по чему это не было сделано. И облик чело века большого внутреннего благородства зозникает с особой четкостью. Но не только этот вывод сделает читатель — он обязательно еще раз вернется к бесцель ным мытарствам изыскателей, и поймет, что их причина — пренебрежение к че ловеку, к его здоровью, к его жизни. В составе экспедиции — несколько уголовников. Среди них — случайно по павший в темную компанию честный па рень Мишка Пугачев, преступники Юрок, Нинка, Ложкин, которых увлекает труд изыскателей, и отъявленные бан диты Бацилла и Резанчик, дошедшие до последней степени падения. Невольно напрашивающееся сопоставление: Гра дов и иже с ним шельмуют честных, преданных людей, возводя их промахи едва ли не в ранг государственных пре ступлений. И тут же экспедиция мучает ся от бандитов, «приданных» ей для ус пешной работы. Так «проходные» на первый взгляд сцены становятся очень значительными, — емкими, придают повествованию на пряженность. С. Воронин здесь выступа ет как художник, которому чужда декла ративность — идея у него не лежит на поверхности, она возникает из ситуаций и сопоставлений, из поединка характе ров. Есть в романе еще одна сюжетная ли ния — в руки Коренкова попадают гла вы из повести Виктора Соколова, погиб шего от руки врага. Поиски преступника должны, видимо, по мнению писателя, придать дополнительную остроту дневни ковым. записям Коренкова. Тут, думает ся, С. Воронин напрасно не поверил в значительность и силу основного сюжет ного узла. Эти вставные главы воспри нимаются как нечто чужеродное, ни сколько не помогающее раскрытию глав ной темы романа. Уже в приписке к дневнику, сделанной й наши дни, Коренков радуется второй жизни «скального варианта». Но дело не только в том, что восторжествовала сме лая мысль, что народ получил наилуч шее техническое решение важного воп роса. Куда существеннее то, что во вто рой жизни костомаровского проекта от разились огромные, небывалые дотоле, благотворные перемены в жизни всей страны. Да, сам Костомаров, погибший в боях за Родину, не узнает о своей победе, как не узнают об этом и многие другие. Но ведь победа одержана, и большой, неза меченный в свое время трудовой подвиг принес народу пользу. — Я говорил Кириллу Владимирови чу о Градове, — вспоминал Мозгалев- ский, — о том, что он сторонник право- бережного варианта. Костомаров отмахи вался. «Знаете, — говорил он, — есть выражение «работать в интересах дела». Так вот, в интересах дела и надо тво рить. А не в интересах Градова или да же кого-нибудь вышестоящего. Мы не для градовых работаем, и не в угоду им. Работаем для народа, а народ — это на ша совесть и смысл жизни». Роман, звучащий 'как широкое обоб щение, всем ходом событий утверждает: в те дни вершился великий подвиг на шего народа, и никакой культ личности был не в силах что-либо изменять в этом отношении. На одной из страниц своего дневника Коренков записал слова Костомарова: «Искусство, литература. В свое время я много думал об их назначении. Если рабочие построили зимовку, то я хочу, чтобы в ней было тепло. Того же я хочу и от литературы. Тепла моему сердцу». В романе С. Воронина «Две жизни» есть и неподдельное тепло, и глубокая мысль, и большое чувство. Это — пове ствование о любви, о работе, о мечте и романтике, о поисках и молодости, об ошибках и заблуждениях, но, прежде всего, это рассказ о нашем великолепном и справедливом времени, исправляющем трагические ошибки прошлого. В. П о б о ж н й ПОЭЗИЯ ГУМ АНИ ЗМ А К ому из тех, кто прошел через огонь Отечественной войны, кто имел за плечами всего двадцать лет, ког да она началась, не дорог мир, каким он был тогда, накануне страшного испыта ния? Этот мир полон поэзии открытий, молодых надежд, первой дружбы, чело вечности. И сегодня для того, кто о нем 1 2 . «Сибирские огни» № 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2