Сибирские огни, 1963, № 4
я буду пить, есть колбасу, сыр, курить. Я так не могу. — Наивный человек, — рассмеялся Градов. — Думаете, если не будете уго щаться, рабочим от этого станет лучше? Дорогой Олег Александрович, только для вас я вез эти гостинцы... Но, чтобы со весть ваша была спокойна, я могу дать рабочим две пачки «Казбека», две пач ки сотрудникам и две пачки останутся мне. Справедливо?» Градов, конечно, убежден, что посту пает не только справедливо, но и благо родно — ведь он отдал свои папиросы. Он возмущен вопросом рабочих — «как не перевернулся самолет от двух пачек?» И справедливость злой иронии этого воп роса недоступна ему. Когда возмущенные рабочие требуют сносных условий труда, Мозгалевский объясняет: — Условия у нас тяжелые, но рабо тать надо. Мы первые, а первым всегда тяжело. Ничего другого он сказать не может, в этих словах — его жизнь, его убежде ния, он сам работает в таких же труд ных условиях. Когда жалобы рабочих выслушивает Градов, снова ненадолго прилетевший к изыскателям, он говорит им: — Да-да, мы первооткрыватели, и у нас могут быть ошибки. Не исключены и жертвы. Но в чем я могу вас всех заве рить — это в том, что мы, несмотря на ошибки, промахи и жертвы, все равно придем к намеченной цели. Это неизбеж ные потери в большом, новом деле. На первый взгляд, Градов произносит правильные слова — такие же, как и Мозгалевский. Но только на первый взгляд — о« не имеет права их произно сить, потому что не делил трудности с рабочими, потому что он хочет этими словами замаскировать свое равнодушие к людям и делу, свою бездеятельность: «— А кто же вам дал право идти с жертвами да с ошибками,-— подступая к Градову, гневно сказал Перваков. — Не ту такого права. Никто вам его не давал! Если не можешь руководить как надо, так другому уступай место. С жертвами! А ты сам пожертвуйся! А то больно прыткий на чужой-то счет». К словам Первакова нечего добавить, он сказал главное, что завершает харак теристику Градова, как человека тупо го и ограниченного, злобно подавляю щего все оригинальное и талантливое. Кто же является главным антиподом Градова? Не Мозгалевский, не Ирина, не Коренков, даже не Костомаров, а коллектив советских людей, и это убе дительно показал писатель. Но в первую очередь непримиримым противником Градова выступает Кирилл Владимирович Костомаров — автор смелого скального варианта. Очень не много страниц уделяет ему в своем дневнике Коренков. Но их достаточно, чтобы представить себе сильного, от важного, горячего человека, который умеет самозабвенно работать, неустанно искать, увлекая за собой других. А лю бовь к Ирине, яркому, духовно красиво му человеку, делает его по-особому щед рым и вдохновенным. Эта большая лю бовь грубо и подло оборвана грязными руками мелких людишек и подлецов вроде Лыкова и Градова — Ирина гиб нет. Потрясают своей трагедийной силой страницы, рисующие последние дни Ирины. Они — не только о трагедии лю бящей женщины, но и о трагедии време ни, порой более благосклонного к подле цам, чем к честным людям. Жизнь Ири ны и чувство, связавшее ее с Костома ровым, оказались разменной монетой в руках Градова. Разве может он не вос пользоваться легкой возможностью погу бить вместе с неугодным ему скальным вариантом и автора этого проекта, что бы отстоять свое решение — убыточное, бескрылое, бесперспективное, но свое. В дневнике Алеши Коренкова нет — да по исторической правде и не могло быть — слов «культ личности». Но про читанные нами страницы его дневника мы естественно переводим на современ ный язык. Столкнув две точки зрения, писатель показывает закономерность и неизбежность поражения тех, кого за клеймил народ с трибун XX и XXII съездов, партии. В романе «Две жизни» автор даже в силу временных рамок не мог показать поражение градовых и победу Костома рова, Соенина, Мозгалевского и других (коротенькое авторское послесловие о судьбе героев в военные и послевоенные годы — не в счет). Ведь дневники Ко ренкова завершаются с его увольнением из экспедиции. Также уволен Мозгалев ский, еще раньше — Костомаров. И все ж е расстаешься с этими людьми, глубо ко веря в их победу, в торжество смелой мысли, в неизбежность поражения и градовых, и того, что градовых олицет воряет. Вот в этом-то «глубинном» раз решении конфликта — большая заслуга писателя. Не очень широк круг персона жей романа. Своеобычны, непохожи друг на друга Лавров и Костомаров, Мозгалевский и Мишка Пугачев, Пер ваков и Алексей Коренков, но их объе диняет присущее им всем чувство лич ной ответственности за общее дело. Уме ние передать самую душу народа через живьге индивидуальные характеры, — вот что в первую очередь предопредели ло успех писателя. Разные люди пришли на страницы ро мана, различные .темы скрещиваются и переплетаются в нем, -— но все они крепко связаны единым сюжетом — при внешней «бесхитростности» записей Алексея. Впрочем, это — очень обман чивая бесхитростность, идущая от того напряженного писательского труда, ко-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2