Сибирские огни, 1963, № 4

взаимовлияния русского и туземных народностей, над составлением народного календаря для взрослых и детей. Занимается изучением деятельности Восточно- Сибирского Отдела Русского Географического Общества за 1851 — 1926 годы. Из-под его пера выходит «Краткий обзор ВСОРГО» (1926), «Замечания о гово­ рах Тункинского края» (1926), «Шулюканы. Заметки о культурном взаимодей­ ствии русских и якутов» (1927) и т. д. Он совместно с М. К. Азадовским добива­ ется издания «Сибирской живой старины» — первого послереволюционного этнографического журнала в Советском Союзе, принимает активное участие в изда­ нии «Сибирской энциклопедии», редактирует «Живую старину», в который по­ мещен ряд его статей и очерков «Этнография и современность» (I, 1923), «О на­ родном ораторском искусстве» (II— IV, 1925), «Народная педагогика» (IV, 1926). Неутомимый труженик, Виноградов был известен в разных сферах обще­ ственной краеведческой работы. Он читает лекции по народной медицине для вра­ чей, о народной педагогике для учителей, о народном искусстве для студентов художественной студии. Читает доклады в краеведческом музее и в Русском Географическом Обществе. Как часто бывает, рядом с одной проблемой возникает другая, третья... И, наконец, предметом его исследований становится детский фольклор. Начало было положено в 1912 году записями жеребьевок и считалок. С 1924 года Вино­ градов решил изучить несколько проблем: о влиянии народной поэзии на детское творчество, о заимствовании общенародных эпитетов, сюжетов и об особенностях ■поэтических средств детского творчества. Профессор Г. Виноградов первым начал заниматься собиранием и изучением этого вида народной поэзии. Он нашел свою тему, свой метод работы, свой язык. ■Среди русских фольклористов-исследователей и собирателей по выбору матери­ ала, по методу его обработки Г. Виноградов стоит в одном ряду с видными деяте­ лями в этой области. С тех пор, как народная словесность явилась предметом поисков и исследо­ ваний, детский фольклор мало интересовал ученых. Этот материал собирался любителями или попутно этнографами и был разбросан в различных сборниках. Так, можно было встретить случайные записи песенок, прибауток, присловий в этнографических сборниках Чубинского, Шейна, Соколовых, а также записях собирателей-сибиряков Арефьева, Станиславского, Молотилова и других. Клас­ сификация этого вида фольклора отсутствовала, не была также установлена тер­ минология основных групп детской поэзии. Каждый собиратель выделял какой-либо один жанр детского творчества и считал его основным. Шейн, например, к основному жанру относит «передраз­ нивания» и «прибаутки», которые бытуют в детской среде как словесная забава. По мнению Потанина, основным жанром являются «насмешливые присказки к собственным именам». Молотилов, сделав в этой области больше других запи­ сей, назвал эти произведения «складнями». Г. Виноградов, не имея предшественников, много встретил затруднений по разным причинам, и прежде всего по методологическим. В 1925 году был опубли­ кован первый его труд «Детский фольклор и быт». Он изложил в нем программу наблюдений за жизнью детей и их словесным творчеством. Вскоре автор получил огромное количество текстов детского творчества из 186 населенных пунктов раз­ ных областей и краев нашей страны. Количество записей достигло почти восьми тысяч текстов, не считая вариантов к ним. Виноградов обобщил большой материал, вскрыл влияние современности на развитие творчества детей. Для этого недостаточно одних наблюдений, необходи­ мо еще исследовательское чутье. В очерках Виноградова игры сопровождаются песнями, прелюдиями, считалками. В них чувствуется не только эрудиция автора, но и любовь к детям, тонкое понимание их внутреннего мира. Исключительный интерес представляют его статьи и очерки, написанные прекрасным по живости и яркости языком: «Детская сатирическая лирика» (1925), «Детские тайные языки» (1926), «Детские игровые прелюдии» (1927), «Детский фольклор в школьном курсе словесности» (1927), «Детские игровые прелюдии» (продолжение, 1929). В 1930 году вышел в свет «Русский детский фольклор» (книга первая). Труды профессора Г. Виноградова получили всеобщее признание. Н. Элиаш в своей статье «Изучение сибирского фольклора за последние (1921 — 1925) годы» отмечает, что в очерках Виноградова сказывается влияние современности на традиционные фольклорные формы. Он дает трудам Г. Виногра­ дова высокую оценку, относит к числу образцовых, рекомендуя их не только спе- циалистам-этнографам, но и учителям, воспитателям и всем лицам, непосредствен­ но занятых воспитанием детей. Л Элиасов в статье «Русский фольклор Восточной Сибири» говорит, что изучение духовного мира детей имеет огромное значение для воспитания подра­ стающего поколения и что этот первый вклад в советскую педагогическую науку внес Г. Виноградов. Автор выражает сожаление, что его исследования не получи­ ли последующего развития в литературе по педагогике.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2