Сибирские огни, 1963, № 4

В родном селе Тулуне он занимается репетиторством: дает уроки учащимся, готовя их для поступления в средние учебные заведения. Г. Виноградов любил труд. Даже в тюрьме, по его собственному выражению, он «доконал физику, осилил английский и взялся за астрономию». Впоследствии он самостоятельно изучил немецкий и французский языки. Интересовался языка­ ми славянских народов. Осенью 1911 года Виноградов уезжает в Петербург, с мечтою поступить в университет. Но Питер неприветливо встретил молодого сибиряка. В универси­ тет он не был принят. При содействии знакомого получил место в биологической лаборатории. Одновременно, как вольнослушатель, посещал вечерние курсы по дошкольному воспитанию. Вскоре ему была поручена общественная работа в Зоо­ логическом музее. Он заинтересовался и углубился в эту работу, стал посещать курсы им. Лесгафта. Здесь он слушал лекции по философии — Лосского, по зоо­ логии — Метельникова, по астрономии — Морозова. Наряду с этим он бесплатно давал уроки в вечерней рабочей школе, привлек учащуюся молодежь Сибири в историческую секцию, где читались доклады по истории Сибири. Слушатели знакомились с деятельностью известных ученых Щапова, Потанина, Загоскина. В 1912 году в Петербурге была проведена Камчатско-Алеутская выставка, на которую Г. Виноградов был выдвинут руководителем экскурсии. С этих пор к изучению родного края у него стал проявляться особенный интерес. Он стал го­ товить себя для научной работы в этой области. Виноградов посещает музеи, вы­ ставки, читает литературу по сибиреведению. «Случайно наткнулся на груду книжек журнала «Сибирские вопросы» за 1908 год, — рассказывал он, — читал некоторые статьи с упоением: все время не покидает интерес к изучению родины. Не к ознакомлению, а именно к изучению». Возвратившись в Сибирь, Г. Виноградов 1 9 1 3— 1914 годы работал учителем в селе Коркино Енисейской губернии, в 18 километрах от Красноярска. Он за­ нялся изучением края. В выходные дни выезжал в Красноярск для занятий в му­ зее. Летние школьные каникулы проводил в походах, возвращаясь, как он гово­ рил, с «обильным урожаем». Работа в школе, близость к народу обогатили молодого учителя жизненным опытом, пониманием живой глуби народной поэзии. В эти годы Г. Виноградов на­ чал печататься в периодических изданиях. Ранние его труды посвящены быту и духовному миру русского старожилого населения Сибири. Наиболее крупное из них «Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири» (1915), после опубликования которого Императорское Русское Географическое общество по отделению этнографии признало Г. Виноградова своим членом- сотрудником. Затем вышли в свет «Материалы для народного календаря» (1918), «Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожилого населения Сибири» (1923). С этих пор научно-литературная работа Г. Виноградова продолжается беспрерывно. С его статьями и очерками выходят «Думы Забайкальского учителя», «Сибир­ ский учитель», «Вестник просвещения» и другие издания. 1915 — 1916 годы^ Виноградов провел в Чите. Преподавал в частной жен­ ской гимназии русский язык и литературу. Но работой своей был не удовлетво­ рен. В атмосфере казенщины и формализма, господствовавших в то время в учебных заведениях, он не мог проявить своей инициативы, своих способностей, не мог дать учащимся то, что хотел и мог бы дать. «Я спеленут, — говорил он,— здесь требуют «шику», какой бы ценой он ни был куплен». Не удовлетворяла его и оюрванность от сельской школы, от призычного уклада народной жизни. «Здесь, в Чите, как ни верти, мне не по душе, — писал он жене. — Обычно у нас сутолока, от которой я отвык. А в тишине только и можно привести себя в порядок. Хорошие люди, милые, ласковые живут со мной, но... мужик я, и про­ стоты во всем хочу, а этого нет. Я скучаю по деревне, по народной речи, о дере­ венской простоте. Я люблю семейный дух — от него веет здоровьем и народной мудростью». Революция существенным образом изменила судьбу Г. Виноградова. 1918 год был ознаменован открытием университета в Иркутске. Давнишняя меч­ та осуществилась. Он поступает в университет на заочное отделение историко- филологического факультета. «Студент неопределенного курса», как он называл себя, проявил удивительную трудоспособность: работая педагогом, учился и не прерывал научную деятельность. В 1920 году Г. Виноградов окончил университет и был сразу приглашен на кафедру русской этнографии и народной словесности. В мае 1922 года он выдер­ жал магистерский экзамен и получил звание профессора. В первое десятилетие существования университета в нем была широко раз­ вернута работа по изучению края. Теперь перед Виноградовым открылось широ­ кое поле для исследований. По поручению Русского Географического Общества он выезжает в научные командировки в Енисейскую губернию, в Акмолинскую область и в Тункинский край. Он работает над разрешением проблем культурного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2