Сибирские огни, 1963, № 4
т е к из бумаги и картона — все это увлекает детей и, прежде всего, воспитывает в них чувство красоты, развивает наблюдательность, расширяет кругозор, нако нец, прививает коллективные навыки. Учитель должен выявлять творческую ин дивидуальность каждого школьника, что в дальнейшем поможет выбрать свой жизненный путь. Но надо поставить дело так, ятобы дети не мастерили, а тво рили. Для этого школьника надо приблизить к природе, воспитать в нем худо жественное чутье, пробудить вкус ко всему прекрасному. Когда школьник будет обладать чувством красоты, жизнь его станет неизмеримо богаче и интересней. У него появится стремление находить все прекрасное в окружающем мире, и в своем творчестве он правдиво будет отражать природу. Дети любят природу. А. Толстой в «Детстве Никиты» передает ощущение .близости к природе, испытанное мальчиком. У Чехова Егорушка во время своего первого путешествия наблюдает картину весенней степи. Личные наблюдения школьников следует иллюстрировать чтением стихов о природе и великолепных рассказов Чехова, Тургенева, Паустовского или певца русской природы Аксакова. ...Только при такой постановке дела трудовые процессы школьников будут тесно связаны с жизнью. Безусловно, процесс развития детей будет происходить постепенно, учителю не следует торопливо делать выводы о творческой индиви дуальности школьника, помня, что «цыплят по осени считают». И сейчас полезно нашим педагогам ознакомиться с его определением игры детей, как необходимого воспитывающего средства, с его мыслями об антирели гиозном воспитании. Георгий Семенович всюду •— по школьной линии или общественной — выдвигал молодых учителей, в любом деле помогал им. Без преувеличения можно сказать, что он с первых шагов своей деятельности занимался воспитанием учи телей. Он был от природы — педагог. Учителя запросто приходили к нему. Обычно завязывалась интересная и дли тельная беседа. О чем только не говорили! Георгий Семенович поражал энцикло педическими знаниями из любой области науки. И как-то получалось, что он всегда переходил на излюбленную им тему о народном творчестве. А знаете, что такое этнография? Это наука о душе народа от ребенка до сто летнего старца. Это наука о том, чем внутренне живет народ, во что он верит, чем он дышит. Г. Виноградов говорил о значении исследования народного быта и словесно го творчества, делился своим опытом собирателя. Своей живой увлекательной речью он вызывал у слушателей интерес к этнографии. Многие из учителей стали его помощниками. Весь поступающий материал сосредоточивался в Тулуновском «Обществе изучения Сибири и улучшения ее быта», которым руководил Г. Ви ноградов. Как педагог Георгий Семенович вел ежедневные наблюдения над детьми а записи их словесного творчества. Но как собиратель не ограничивался этим. Ежегодно в летние школьные каникулы он совершал походы. Независимо от по годы — будь то в палящую сибирскую жару или в непогодь — на дорогах меж лесов и полей, можно было встретить идущего из деревни в деревню Виноградова в русской косоворотке, в сандалиях, с рюкзаком за плечами. Он был удивительно выносливый, обладал крестьянской закалкой и никмда не жаловался на уста лость. Он знал, где искать, и умел находить. «С кем бы ни соприкасался этне- граф, — утверждал он, — отовсюду получает то живое начало, тот живой эле мент, который содержится в народе». Крупный советский фольклорист Георгий Семенович Виноградов прошел сложный и трудный жизненный путь. Он родился в 1887 году в семье крестьяни на с. Тулуна, Иркутской губернии. Отец, почтовый ямщик, готовил для сына свое место. Но школьный законоучитель, по-своему оценив дарование питомца, опреде лил его в Иркутскую духовную семинарию. Однако юноша не оправдал надежд ни отца, ни законоучителя. Он говорил словами Данте: «Не было другой дороги, кроме той, по которой я пошел» >. Революция 1905 года захватила и всколыхнула юношеские умы воспитан ников Иркутской духовной семинарии. Семинарсты, проникнувшись революцион ными настроениями, организовали нелегальный кружок. Скоро деятельность во спитанников стала известна ректору семинарии. Некоторые из них, в том числе и третьекурсник Виноградов, были исключены с ярлыком «неблагонадежный». Г. Виноградов в течение ряда лет не мог поступить на какую-либо работу. Выдер жал экзамены на звание учителя, но в предоставлении ему места было отказано. В годы реакции по обвинению за участие в революционных кружках Вино градов восемь месяцев просидел в тюрьме. В августе 1909 года он был освобож ден и отдан под негласный надзор полиции. 1 Вы раж аю глубокую признательность А. И. Татариновой-Виноградовой, поделившейся со мною воспоминаниями и давшей мне выдержки из писем и дневников.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2