Сибирские огни, 1963, № 4
Д ина СИ ЗЫ Х Педагог-фольклорист Докладчик, хмуря свои густые брови; читает неторопливо. Это моло дой учитель, в школе работает пер вый год, и на районном учительском съезде, созванном в селе Тулуне, пер вый раз выступает с докладом. Но держится он уверенно, с достоинст вом. Чувствуется, что над темой «О воспитании нового советского челове ка» он поработал серьезно. Вдруг, не торопясь, он поднял голову и удивил ся, словно сейчас только увидел, что людей собралось много. Все места за няты, даже несколько человек стояло у окна. И большую часть составляла молодежь. Горячо и долго спорили. Вопрос о формировании нового человека яв лялся тогда, в первые годы советской власти, новым. Каждый по-своему »подходил к нему. Георгий Семенович Виноградов говорил убедительно, образно. Он го рячо выступил протку рутины и ка зенщины, против физических наказа ний детей. «Что такое самоуправле ние в школе? — спрашивает това-- рищ. — Это детская организация, и возглавлять ее, безусловно, будут те, которых называют «головорезами» и которые, как видно, доканали некоторых учителей. А это потому, что учитель не сумел к ним подойти. Вспомните, товари щи, свое детство: «Вез проказ ни на час». Но «игра игрою, а дело делом». «Голо ворезы» — это лучшие ребята, инициативные, волевые, способные. Я люблю та ких. Они держат «рыльце огнивцем, а глаза буравцем». Их надо приблизить к себе, взять под свое влияние, а они будут первыми помощниками учителя. «Не то сметка, что бродит, а то сметка, что других водит». Роль учителя от этого не умалится, а, наоборот, повысится, если он не будет стоять в стороне, а умело ру ководить детским коллективом. Школьника надо уважать, любить его, разделять ■с ним все его детские интересы, и только в этих условиях учитель сможет ока зать огромное влияние йа детей в процессе их воспитания». Интересны и актуальны мысли Г. Виноградова о трудовом воспитании школьников: «Труд в советской школе должен занять почетное место». И делил ся своим опытом сельского учителя в дореволюционной школе, рассказывал, как он тогда проводил с детьми занятия по труду. «Лепка, вырезывание и выжигание по дереву, изготовление елочных игру-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2