Сибирские огни, 1963, № 4
Еще больше нового в его этнографических работах. Он вскрыл конкретное содержание «отсталости», «примитивности» народов, четко и ясно (пусть и спор но) впервые сказал о производственных отношениях, укладах, родовых пережит ках. Ему принадлежат первые обобщающие статьи о сказочном творчестве и мо лодой художественной литературе Севера, первое историческое обозрение совет ского периода жизни Севера, первая постановка вопроса о «реконструкции» бы та, как самостоятельной задаче. Немало ценного М. А. Сергеев дал и в историографии. Чтобы поднять се верную «целину», надо было познакомиться с максимальным количеством источ ников —- не только литературных, но и рукописных. Розыски их и изучение, проверка бездны противоречий, частые личные обращения к сведущим лицам — все это занимало всегда огромное время, в результате черновые «заготовки» иногда составляли до трех четвертей всей работы. Но зато какая лавина новых материалов вошла в научный обиход! Изучая духовную культуру народов Сибири, М. А. Сергеев особенное вни мание обращал на их устное творчество, неутомимо его собирал и всячески со действовал публикации лучших образцов. Под его редакцией вышло пять сборни ков сказок народов Севера, сборники якутского, долганского и шорского фолькло ра, ряд сборников, посвященных литературному творчеству народов Сибири и Дальнего Востока. Много всяких препятствий встречалось в этой работе. По пово ду подготовки первого большого сборника сказок народов Севера, вышедшего в 1951 году, Михаил Алексеевич писал: «Я потратил на них много сил, труда и нервов, т. к. получил на редактуру груду хаотического материала, испытал много мытарств с редактором, опасавшимся волшебных сказок (!) и в моем от сутствии снявшим около 30 интересных сказок...» К этому надо добавить, что из сборника была изъята вступительная статья М. А. Сергеева, в которой впервые в литературе давалась обобщенная характеристика дореволюционной и современной культуры всех малых народов Сибири. Фольклор не был для ученого лишь этнографо-историческим источником, к которому он часто прибегал в своих работах. Как мало известный, но весьма важ ный элемент духовной культуры малых народов, фольклор представлял самостоя тельный интерес. Выдающийся советский фольклорист и литературовед М. К. Азадовский в 1949 году писал об изъятой редактором статье: «Это в пол ном смысле слова — энциклопедический обзор, написанный необычно сжато, чет ко, продуманно. Можно восхищаться искусством, с которым автор сумел в преде лах трех листов уложить такое огромное количество фактов и сведений». Далее М. Азадовский говорил, что после выхода в свет этой статьи ее следует «реко мендовать студентам-этнографам в качестве обязательного пособия и руковод ства». Около сорока лет М. Сергеев ведет литературно-критическую работу. С 1934 года он член Союза писателей. Его рецензии являются образцом строгой и забот ливой критики, заинтересованной в дальнейшем повышении уровня нашей худо жественной и научно-краеведческой литературы. Всякое новое явление в сибир ской литературе находит его нелицеприятную, , объективную оценку. Михаил Алексеевич старый друг и сотрудник журналов «Сибирские огни» и «Дальний Восток». В «Сибирских огнях», например, с 1951 года напечатано пять его ста тей и большое количество рецензий. В начале 1951 года здоровье Михаила Алексеевича пошатнулось. Сказались последствия тяжких дней ленинградской блокады. Труднее стало работать. При шлось подумать о том, чтобы при жизни пристроить самую ценную и цельную часть библиотеки — «Сибирь» и «Север» — в надежные руки. Книги охотно приобрело Сибирское отделение Академии наук СССР. И вот, после утомитель ного и длительного отбора книг, в квартире Михаила Сергеевича произошла, как он сам грустно пошутил, сцена, напоминающая финал чеховского «Вишневого сада»: контейнер увез в Новосибирск более 6 тысяч томов. Среди них были боль шие редкости: собрание изданий по «Чертежам» Сибири, английские, француз ские, немецкие и даже голландские сочинения о Сибири, книги о «Русской Аме рике» (Шелихов, Тихменев, Верх, Хлебников, Загоскин, Хвостов, Тебеньков и др.), громадный свод материалов по последней ее ревизии в начале 60-х годов XIX века, «Древняя Российская Вивлиофика» И. И. Новикова, монографии Миллера, Фишера, Гмелина, Литке, Врангеля, Потанина, Ядринцева и многие другие. Были и древности: Тит Ливий, изданный в 1513 г., Теренций (1546), Оле- арий (1656) и др. Б Новосибирске книги Сергеева были названы кладом1. Теперь они находят ся уже на Камчатке. Каталог сибирского книжного собрания М. А. Сергеева занял около 200 машинописных страниц. Даже один этот перечень представляет огром ный интерес для сибирской библиографии. ' Ф е д о т о в В. Клад для библиографов. «Вечерний Новосибирск», 1958, № 196, 17 октября.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2