Сибирские огни, 1963, № 4

Еще больше нового в его этнографических работах. Он вскрыл конкретное содержание «отсталости», «примитивности» народов, четко и ясно (пусть и спор­ но) впервые сказал о производственных отношениях, укладах, родовых пережит ках. Ему принадлежат первые обобщающие статьи о сказочном творчестве и мо­ лодой художественной литературе Севера, первое историческое обозрение совет­ ского периода жизни Севера, первая постановка вопроса о «реконструкции» бы­ та, как самостоятельной задаче. Немало ценного М. А. Сергеев дал и в историографии. Чтобы поднять се­ верную «целину», надо было познакомиться с максимальным количеством источ­ ников —- не только литературных, но и рукописных. Розыски их и изучение, проверка бездны противоречий, частые личные обращения к сведущим лицам — все это занимало всегда огромное время, в результате черновые «заготовки» иногда составляли до трех четвертей всей работы. Но зато какая лавина новых материалов вошла в научный обиход! Изучая духовную культуру народов Сибири, М. А. Сергеев особенное вни­ мание обращал на их устное творчество, неутомимо его собирал и всячески со­ действовал публикации лучших образцов. Под его редакцией вышло пять сборни­ ков сказок народов Севера, сборники якутского, долганского и шорского фолькло­ ра, ряд сборников, посвященных литературному творчеству народов Сибири и Дальнего Востока. Много всяких препятствий встречалось в этой работе. По пово­ ду подготовки первого большого сборника сказок народов Севера, вышедшего в 1951 году, Михаил Алексеевич писал: «Я потратил на них много сил, труда и нервов, т. к. получил на редактуру груду хаотического материала, испытал много мытарств с редактором, опасавшимся волшебных сказок (!) и в моем от­ сутствии снявшим около 30 интересных сказок...» К этому надо добавить, что из сборника была изъята вступительная статья М. А. Сергеева, в которой впервые в литературе давалась обобщенная характеристика дореволюционной и современной культуры всех малых народов Сибири. Фольклор не был для ученого лишь этнографо-историческим источником, к которому он часто прибегал в своих работах. Как мало известный, но весьма важ­ ный элемент духовной культуры малых народов, фольклор представлял самостоя­ тельный интерес. Выдающийся советский фольклорист и литературовед М. К. Азадовский в 1949 году писал об изъятой редактором статье: «Это в пол­ ном смысле слова — энциклопедический обзор, написанный необычно сжато, чет­ ко, продуманно. Можно восхищаться искусством, с которым автор сумел в преде­ лах трех листов уложить такое огромное количество фактов и сведений». Далее М. Азадовский говорил, что после выхода в свет этой статьи ее следует «реко­ мендовать студентам-этнографам в качестве обязательного пособия и руковод­ ства». Около сорока лет М. Сергеев ведет литературно-критическую работу. С 1934 года он член Союза писателей. Его рецензии являются образцом строгой и забот ливой критики, заинтересованной в дальнейшем повышении уровня нашей худо­ жественной и научно-краеведческой литературы. Всякое новое явление в сибир­ ской литературе находит его нелицеприятную, , объективную оценку. Михаил Алексеевич старый друг и сотрудник журналов «Сибирские огни» и «Дальний Восток». В «Сибирских огнях», например, с 1951 года напечатано пять его ста­ тей и большое количество рецензий. В начале 1951 года здоровье Михаила Алексеевича пошатнулось. Сказались последствия тяжких дней ленинградской блокады. Труднее стало работать. При­ шлось подумать о том, чтобы при жизни пристроить самую ценную и цельную часть библиотеки — «Сибирь» и «Север» — в надежные руки. Книги охотно приобрело Сибирское отделение Академии наук СССР. И вот, после утомитель­ ного и длительного отбора книг, в квартире Михаила Сергеевича произошла, как он сам грустно пошутил, сцена, напоминающая финал чеховского «Вишневого сада»: контейнер увез в Новосибирск более 6 тысяч томов. Среди них были боль­ шие редкости: собрание изданий по «Чертежам» Сибири, английские, француз­ ские, немецкие и даже голландские сочинения о Сибири, книги о «Русской Аме­ рике» (Шелихов, Тихменев, Верх, Хлебников, Загоскин, Хвостов, Тебеньков и др.), громадный свод материалов по последней ее ревизии в начале 60-х годов XIX века, «Древняя Российская Вивлиофика» И. И. Новикова, монографии Миллера, Фишера, Гмелина, Литке, Врангеля, Потанина, Ядринцева и многие другие. Были и древности: Тит Ливий, изданный в 1513 г., Теренций (1546), Оле- арий (1656) и др. Б Новосибирске книги Сергеева были названы кладом1. Теперь они находят­ ся уже на Камчатке. Каталог сибирского книжного собрания М. А. Сергеева занял около 200 машинописных страниц. Даже один этот перечень представляет огром ный интерес для сибирской библиографии. ' Ф е д о т о в В. Клад для библиографов. «Вечерний Новосибирск», 1958, № 196, 17 октября.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2