Сибирские огни, 1963, № 4
«7 ф евраля 1900 года этой дорогой из царской ссылки воз вращ ался великий коммунист З ем ли В ладимир Ильич Ленин». Дорога с Осолодкова взвоза шла на подъем, и у водораздельной точки, где хребет Чегерак переходит в Тугус-Тюп, Владимир Ильич и его спутники послед ний раз видели долину Енисея с живописными скалами горы Улазы и Городовой стены. Ионец Ямщиковой ,,веревочки“ По приезде в Светлолобово к Фирсову Владимир Ильич со своими спутника ми не собирались завтракать, полагая выехать в Петропавловку-Рыбалку немед ля, но обстоятельства сложились иначе. Вслед за Терехиным в избу Фирсова приехали другие ямщики, тоже с пассажирами из Ужура и Рыбалки. Чтобы ра циональнее использовать лошадей и сократить сроки ожидания пассажиров, ям щики решили обменяться пассажирами. Владимир Ильич предложил своим попутчикам сварить пельмени и дать небольшой отдых лошадям. Ямщик Шиндяев со своими «дружками» пригласили пассажиров занимать места в кошевах. Разместились так же, как в Анаше. Из Светлолобово столбовая дорога шла на Корелино, расположенное на Ачинск-Минусинском тракте. В Корелине находилась телеграфно-почтовая станция и на окраине—этапный арестантский каземат. Дорога круто опускалась на лед реки Чулым. Рядом на де ревянных козлах-подпорках висел стальной канат, по которому в летнее время ходил паром. К обеду Владимир Ильич с попутчиками добрались до Рыбалки и на уста лых лошадях въехали во двор Шиндяева. Пока пассажиры обедали, предприимчивый Шиндяев набрал по соседям лошадей, сформировал две тройки, запряг их цугом, потому что дальше дорога была узкой и снежной. Пассажиры быстро отобедали и немедля пустились в путь на Медведское. Дорога тянулась лесом через горы Солгонского хребта. На пути проехали бедную переселенческую, недавно возникшую деревушку Ключи. 'От Ключей дорога улучшилась, лошади побежали рысью, и вскоре на опуш ке леса показалось большое старинное село Медведское. В Медведском Шиндяев сдал пассажиров своему «дружку» по ямщицкой «веревочке» Дементию Сидоренйо и получил с Владимира Ильича за прогоны за два станка двенадцать рублей серебром. На 24-й версте от Медведского трактовая дорога по мосту пересекла речку Сереж, вошла в деревню Ильинку. До Назарова оставалось 18 верст. Ямщик Си доренко, ехавший на передней тройке, спросил Владимира Ильича, не заночуют ли они в Назарове, чтобы не гнать лошадей по плохой ухабистой дороге. Владимир Ильич посмотрел на часы и ответил ямщику, что ночевать в Наза рове нет необходимости, а ехать можно потише, так легче и пассажирам и лоша дям, время есть с запасом. Приближаясь к Назарову, дорога оказалась незане- сенной снегом, лошади побежали быстрее. В Назарове у Сидоренко было две «веревочки»—у Белошапкина и Донова. Заехали к Донову. Был поздний вечер, многие уже погасили огни и легли спать. Собрался ко сну и Донов. Он предлагал пассажирам заночевать, но Владимир Ильич, на правах дорожного старосты, урезонил ямщика собраться в поездку "в Ачинск. Донов послал за Белошапкиным. Ямщики пошли запрягать лошадей, а пассажиры сели за поздний ужин. Владимир Ильич, как обычно, использовал все возможности, чтобы узнать об истории села и его достопримечательностях. Оказалось, что в Назарове была мо гила декабриста Арбузова и Комиссаровская богадельня. Декабрист Антон Пет рович Арбузов, лейтенант Гвардейского экипажа, член Северного общества, пос ле отбытия 14 лет тюрьмы и Забайкальской каторги, по распоряжению Николая I, был водворен на вечное поселение в село Назарово. Здесь мужественный декабрист прожил четыре года и умер в нищете, заму ченный царской неволей. Отправляясь в путь, ямщики Донов и Белошапкин наказали своим домашним не ждать их ночью домой, так как они заночуют в Ачинске у Иванцева под Мо гильной горой. Предложили они и пассажирам заночевать у Иванцева, но Влади мир Ильич, разделяя общее нетерпение поскорее добраться до железнодорожной станции Ачинск, отказался от такого предложения, чтобы быстрее совер шить последний перегон по Ачинск-Минусинскому тракту. Луна хорошо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2