Сибирские огни, 1963, № 4
— Мы все должны беречь его... нашего «Старика». — Д а , — подтвердил Степан Иванович. — Беречь больше, чем самих: себя... 4 Дома ее уж е давно ж д ала мама. Конечно, волновалась з а единствен ную дочь. Не случилось ли беды? К аж ется, д аж е всплакнула. Но, когда открыла дверь и увидела свою Надюшу, улыбнулась светло и спокойно. Спросила — сыта ли, не выпьет ли чаю? А где и почему дочь зад ерж ал а с ь до полночи — об этом не заикнулась. Верила — так надо. Милая мама, самый близкий и душевный человек на земле! Болит твое чуткое сердце — путь наш опасен. Но знай, родная, что твоя дочь никогда не заставит тебя волноваться попусту. Не о себе мы дум аем — о трудовом народе, о рабочем классе, о его свободе и счастье. Ты сердцем поняла это, мама. П он яла и не стала расспрашивать о моих вечерних от лучках из дома. А тревогу свою подавляла в груди: пусть ничто не меша ет дочери... После смерти отца жили бедно и трудно. М ать брала переписку, одно время держ ала нахлебников. А ей, гимназистке Наде Крупской, с четыр надцати лет пришлось давать частные уроки недорослям из богатых се мей. Бедность помеш ала удержаться на Высших женских курсах. Хорошо, что нашлось место в Управлении ж елезных дорог: хоть и небольшое ж а лованье, а все же — прибавка в дом. На газеты и книги оставались гроши. С новинками знакомилась публичной библиотеке. Однажды пришла позднее своего времени. Все ближние столы в чи тальном зале уже были заняты. Н апр ави л ась к дальним. И тут увидела его... молодого «Старика». Он сидел с краю стола, возле прохода. Книги лежали горками. И з-за них едва виднелась круглая голова с большим светлым лбом. Склонившись, он что-то записывал в тетрадь. Обрадовалась встрече и, незаметно д л я себя, приостановилась на ка кую-то долю секунды. Но он, не то увидев легкую тень, упавшую на стра ницу тетради, не то услышав шелест платья, поднял лицо и молча улыб нулся. «Ах, это вы?! — прочла в его глазах . — Р а д видеть. Очень рад. Вас пропустить за этот ж е стол?» «Нет, я — туда, — указала глазами на соседний. — Т ак будет луз- ше...» — И она поспешила к свободному столу. Просматривая новую книгу по педагогике, слышала, как за ее спиной то и дело шуршали страницы, как легко и стремительно поскрипывало его перо. Читает он быстрее быстрого. Ч ерез какую-нибудь минуту, успев что-то записать, перевертывает страницу. Буквально с первого взгляда схватывает содержание. И берет со страниц книги, надо полагать, самую суть, как пчела нектар с цветов. Но среди книг, как среди цветов на лугу, немало ненужных и ядовитых. Их тож е надо знать, чтобы найти противо ядие. И он, как видно, записывает то, что завтра будет оспаривать, от брасывать с пути, чтобы избавить людей от ошибок. Тетрадь у него тол стая: в ней, по всей вероятности, материалы д ля новой статьи. Может, для будущей книги... Из читального зал а вышли одновременно. В вестибюле он сказал , что в библиотеке бывает довольно часто и что тут можно, не н авлекая подо зрений, уславливаться о встречах. Понятно, не с ней одной...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2