Сибирские огни, 1963, № 4
помощью пустых платформ пассажирские вагоны на противоположный берег, где их встречал дежурный паровоз со станции Ачинск. Такая необычная переправа, естественно, вызывала интерес у пассажиров. Спрашивали: почему строительство моста через реку Чулым отстало от строи тельства дороги? Кондукторы объяснили, что сооружение насыпи на подходах к мосту вели 300 грабарей-киргизов с лошадьми. Рабочие-киргизы потребовали уве личить заниженные расценки. Подрядчики им отказали. Грабари забастовали. Забастовка длилась долго. Ачинский исправник прислал к ним муллу для увеща ния своих «правоверных». Мулла служил молебствия, заклиная единоверцев Аллахом, Магометом, но ничего не помогало. Рабочие требовали человеческих условий труда, нормальных заработков, пищи, пригодной к употреблению. После длительной забастовки все 300 рабочих-киргизов оставили насыпи, двинулись в Ачинск голодным походом искать управы на подрядчиков. Ачинский исправник выехал навстречу рабочим с муллой, большим нарядом полицейских и со взводом солдат конвойной команды, оцепил безоружных грабарей и не допус тил их в город. Оцепленным рабочим исправник предложил послать из своей среды шесть делегатов в Красноярск, к губернатору, а самим приступить к работам. Неопытные в борьбе за свои права, рабочие поверили мулле с исправни ком — приступили к работе. А исправник тем временем послал губернатору шиф рованную депешу о происшедшем, и посланцы ачинских рабочих при въезде в Красноярск были схвачены полицией и не допущены к губернатору. Это было весной 1895 года. — А впрочем, — продолжал обер-кондуктор поезда Климашевский, — та кие истории здесь не в редкость: на станциях Козулька, Кемчуг. Черноречен- ская русские рабочие, поддерживая грабарей-киргизов, тоже забастовали и двину лись на Ачинск. Но и они были задержаны полицией и ротой солдат Черноречен- ской конвойной команды. Все эти разговоры слышал Владимир Ильич. Он живо интересовался такими сообщениями, подробно расспрашивал спутников о строителях Сибирской желез ной дороги, их жизни, быте, экономических условиях. Впечатления от переправы через реку Чулым 3 марта 1897 года впоследст вии Владимир Ильич выразил в своей статье «Уроки кризиса», напечатанной в га зете «Искра» в августе 1901 года. Владимир Ильич писал: «Великая Сибирская дорога (великая не только по своей длине, но и по безмерному грабежу строителями казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих) открывала Сибирь»'. Когда поезд подошел к руслу Чулыма, обер-кондуктор Климашевский объя вил пассажирам, во избежание неприятностей во время переправы, чтобы они по возможности покинули свои вагоны и перешли реку по льду, пешком. Владимир Ильич воспользовался этим приглашением и вместе с Крутовским вышел из вагона. Перед ними открылся живописный вид на достраивающийся мост. Под мостом, вблизи устья реки Салырки, стояли вмерзшие в лед деревян ный паром и железный пароходик «Гагара». Во время летней навигации вагоны переправлялись через Чулым на пароме, буксируемом «Гагарой». На правом берегу Чулыма пассажирские вагоны подцепил дежурный паро воз. Машинистом на нем был Николай Олимпиевич, хороший знакомый врача Крутовского. Пассажиры с любопытством осматривали с широким раструбом паровозик, отапливаемый дровами. Паровозик на всех парах вытягивал пассажирский состав из восьми вагонов на крутой подъем по долине речки Салырки к станции Ачинск, где вдоль станционных путей стояли штабели дров. Переправа через Чулым, тщательный осмотр вагонов, а затем погрузка дров на станции Ачинск заняли часа три. Пользуясь теплой погодой, Владимир Ильич и врач Крутовский совершили приятную прогулку по окрестностям станции. Они еще раз осмотрели ледяную «насыпь», а также железнодорожную насыпь, из-за которой бастовали грабари-киргизы. От моста открылся вид на захолустный, небольшой уездный городок Ачинск, который привлек внимание Владимира Ильича своей близостью к Сибирской же лезной дороге, Московскому и Ачинск-Минусинскому почтовым трактам. Он го тов был остановиться здесь и провести три года царской ссылки, но проходное свидетельство обязывало явиться в Иркутск. Врач Крутовский посоветовал тогда Владимиру Ильичу по прибытии в Крас ноярск воздержаться от поездки в Иркутск и обратиться с прошением к генерал- губернатору Восточной Сибири, чтобы тот назначил ему вместо Иркутской губер нии ■— Енисейскую и город Ачинск или южную часть ее. Владимир Ильич так и поступил. Остановившись в Красноярске, он подал генерал-губернатору прошение. В апреле 1897 года он получил из канцелярии ге- 1 Л е н и н , Соч., 5 изд., т. 5, стр. 82—83.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2