Сибирские огни, 1963, № 4

помощью пустых платформ пассажирские вагоны на противоположный берег, где их встречал дежурный паровоз со станции Ачинск. Такая необычная переправа, естественно, вызывала интерес у пассажиров. Спрашивали: почему строительство моста через реку Чулым отстало от строи­ тельства дороги? Кондукторы объяснили, что сооружение насыпи на подходах к мосту вели 300 грабарей-киргизов с лошадьми. Рабочие-киргизы потребовали уве­ личить заниженные расценки. Подрядчики им отказали. Грабари забастовали. Забастовка длилась долго. Ачинский исправник прислал к ним муллу для увеща­ ния своих «правоверных». Мулла служил молебствия, заклиная единоверцев Аллахом, Магометом, но ничего не помогало. Рабочие требовали человеческих условий труда, нормальных заработков, пищи, пригодной к употреблению. После длительной забастовки все 300 рабочих-киргизов оставили насыпи, двинулись в Ачинск голодным походом искать управы на подрядчиков. Ачинский исправник выехал навстречу рабочим с муллой, большим нарядом полицейских и со взводом солдат конвойной команды, оцепил безоружных грабарей и не допус­ тил их в город. Оцепленным рабочим исправник предложил послать из своей среды шесть делегатов в Красноярск, к губернатору, а самим приступить к работам. Неопытные в борьбе за свои права, рабочие поверили мулле с исправни­ ком — приступили к работе. А исправник тем временем послал губернатору шиф­ рованную депешу о происшедшем, и посланцы ачинских рабочих при въезде в Красноярск были схвачены полицией и не допущены к губернатору. Это было весной 1895 года. — А впрочем, — продолжал обер-кондуктор поезда Климашевский, — та кие истории здесь не в редкость: на станциях Козулька, Кемчуг. Черноречен- ская русские рабочие, поддерживая грабарей-киргизов, тоже забастовали и двину­ лись на Ачинск. Но и они были задержаны полицией и ротой солдат Черноречен- ской конвойной команды. Все эти разговоры слышал Владимир Ильич. Он живо интересовался такими сообщениями, подробно расспрашивал спутников о строителях Сибирской желез­ ной дороги, их жизни, быте, экономических условиях. Впечатления от переправы через реку Чулым 3 марта 1897 года впоследст­ вии Владимир Ильич выразил в своей статье «Уроки кризиса», напечатанной в га­ зете «Искра» в августе 1901 года. Владимир Ильич писал: «Великая Сибирская дорога (великая не только по своей длине, но и по безмерному грабежу строителями казенных денег, по безмерной эксплуатации строивших ее рабочих) открывала Сибирь»'. Когда поезд подошел к руслу Чулыма, обер-кондуктор Климашевский объя­ вил пассажирам, во избежание неприятностей во время переправы, чтобы они по возможности покинули свои вагоны и перешли реку по льду, пешком. Владимир Ильич воспользовался этим приглашением и вместе с Крутовским вышел из вагона. Перед ними открылся живописный вид на достраивающийся мост. Под мостом, вблизи устья реки Салырки, стояли вмерзшие в лед деревян­ ный паром и железный пароходик «Гагара». Во время летней навигации вагоны переправлялись через Чулым на пароме, буксируемом «Гагарой». На правом берегу Чулыма пассажирские вагоны подцепил дежурный паро­ воз. Машинистом на нем был Николай Олимпиевич, хороший знакомый врача Крутовского. Пассажиры с любопытством осматривали с широким раструбом паровозик, отапливаемый дровами. Паровозик на всех парах вытягивал пассажирский состав из восьми вагонов на крутой подъем по долине речки Салырки к станции Ачинск, где вдоль станционных путей стояли штабели дров. Переправа через Чулым, тщательный осмотр вагонов, а затем погрузка дров на станции Ачинск заняли часа три. Пользуясь теплой погодой, Владимир Ильич и врач Крутовский совершили приятную прогулку по окрестностям станции. Они еще раз осмотрели ледяную «насыпь», а также железнодорожную насыпь, из-за которой бастовали грабари-киргизы. От моста открылся вид на захолустный, небольшой уездный городок Ачинск, который привлек внимание Владимира Ильича своей близостью к Сибирской же­ лезной дороге, Московскому и Ачинск-Минусинскому почтовым трактам. Он го­ тов был остановиться здесь и провести три года царской ссылки, но проходное свидетельство обязывало явиться в Иркутск. Врач Крутовский посоветовал тогда Владимиру Ильичу по прибытии в Крас­ ноярск воздержаться от поездки в Иркутск и обратиться с прошением к генерал- губернатору Восточной Сибири, чтобы тот назначил ему вместо Иркутской губер­ нии ■— Енисейскую и город Ачинск или южную часть ее. Владимир Ильич так и поступил. Остановившись в Красноярске, он подал генерал-губернатору прошение. В апреле 1897 года он получил из канцелярии ге- 1 Л е н и н , Соч., 5 изд., т. 5, стр. 82—83.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2