Сибирские огни, 1963, № 4
Хитаров вдумчиво взвешивал этот обр аз и, подбирая потактичней слова, говорил, что, кажется, где-то он уже промелькнул, — и тут же до бавлял , что это очень точный образ и он только еще рождается в прессе. Иногда Лида отнекивалась от приглашения, опасаясь быть в тягость, и чувствовала, что Хитаровым неприятен ее отказ. Н адежда Ивановна рано поседела, и кудрявые белые волосы осеняли с грустным благородством красивое лицо. С ней потому было приятно, что она не навязывалась, как многие другие женщины, поскорее в подружки, не выкладывала тайны своей души в обмен на чужую душу. Лида отдыхала всем существом своим с этими мягкими, корректны ми людьми. Хитаровы, к тому же, были завзятыми театралами , что совем сблизи ло Лиду с ними. Вот уже четвертый сезон работал в Новосибирске отлич ный театр «Красный факел». Это название он получил не здесь, — привез его из Одессы, где зародился еще в гражданскую войну. И тем удивитель нее было, как это название подходит Новосибирску, как ассоциируется оно с тем факелом, который трагическая рука вознесла возле Дома Ленина. Театр мог по праву гордиться, что у него есть артист Иловайский. Лида любила видеть на сцене его взметнувшуюся ввысь фигуру и высокие приподнятые плечи, как сложенные крылья у орла. Он играл Гамлета, и Лида, конечно, сравнивала его с Качаловым, и все же не могла так прямо сказать себе: «Д алеко ему до Василия Ивановича». Просто это был дру гой Гамлет, не юноша, а мужчина, и не столько он был раздираем сомнг- ниями в справедливости своей мести, сколько мучительно обдумывал к аж дый свой шаг на пути к ней. « Тот юный, мятущийся Гамлет был ей несравненно ближе. И вообще, Качалов — это совсем иное. Лиде казалось, что он всю свою жизнь, роль за ролью, обнаж ает перед людьми собственную душу, не оставляя ничего потаенного. И нечего было скрывать перед людьми в этой богатой и слож ной, и гармоничной душе. Лида читала у М аркса, что между людьми коммунистического общ е ства будет прозрачная ясность отношений. Эти слова стали для нее как символ веры: прозрачная ясность отношений! Может быть, она возненави дела Москалева только за то, что он надругался над ее символом веры. М ожет быть, она потянулась к Хитаровым потому, что увидела в их семье прозрачную ясность... — Тебе, Лидия Андреевна, — перебил Хитаров ее размышления, — «Аристократы» не напомнили чем-то «На дне»? — Пожалуй, — ответила она, подумав. — Н аталкивает на такое сравнение, прежде всего, круг героев, ко нечно. Но потом видишь, что пьесы близки и по языковому богатству, и психологической остроте столкновений, и по какому-то воинствующему гуманизму. — Д а , — подхватила Лида. — А в третьем акте как органично слита высокая героика с великолепным комизмом! Н адежда Ивановна отозвалась: — Хорошо этот бывший вредитель Садовский ск а зал о Косте-капи- тане: «Какой человек в люди выходит!» — Д а , д а-да, — засмеялся Петр Ильич. — А Костя-то, Костя закри* чал в отчаяньи: «Взяли гипнозом доверия!» Они дошли до почтамта и свернули в Первомайский сквер, недавно разбитый комсомольцами на пустыре. Пройдя по тропинкам, еще не офор мившимся в аллеи, они вышли на Красный проспект. Там, где кончался бульвар невдалеке от Д ом а Ленина, на месте ста туи рабочего с засученными рукавами, поднявшего молот, стояла теперь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2