Сибирские огни, 1963, № 3
мною с китайских кладбищ, а затем самое главное — я хорошо знаю, как хоронят орочи, знаю, что кладут они покойнику, сопровождая его в загробный мир, знаю, как хоронят китайцы, знаю форму гробов тех и других и потому со спокойной со вестью могу сказать, что посылкой скелетов не ввел науку в заблуждение. Я давно собирался написать Вам, глубокоуважаемый Дмитрий Николаевич, но не много стеснялся писать Вам пустые письма. Мне хотелось письмо послать вслед за какой-нибудь антропологической посылкой. С этого дня я буду посылать Вам антропологические, этнографические и археологические доисторические коллек ции в виде каменных топоров, стрел и копий. Надеюсь вскоре получить достаточ ное количество черепов наших приамурских инородцев. Теперь хочу поделиться с Вами своими работами. « М а т е р и а л ы п о и з у ч е н и ю д р е в н е й ш е й и с т о р и и У с с у р и й с к о г о кр а я » ) При этом прилагаю. Только что сдал в печать « К и т а й ц ы в У с с у р и й с к о м к р а е » 2 — очерк историко-этно графический. Как только работа эта выйдет из типографии, пришлю ее Вам не медленно. Военное ведомство отпечатало мой «Ф и з и к о - г е о г р а ф и ч е - с к и й о ч е р к У с с у р и й с к о г о к р а я»3 в двух частях. Кроме того, Военно- Топографический отдел издал мои маршруты через Сихотэ-Алинь. Теперь на оче реди последняя работа « О р о ч и - у д э Ь е и и х с л о в а р ь » 4. Материалы эти отчасти систематизированы, отчасти обработаны и собраны. Орочский словарь я делю на четыре группы: I) общий по четырем провинциализмам Кусун, Самарги, Викин, Хунгари, II) шаманский — на котором шаманы камланят. Орочи говорят, что это их прежний язык, III) язык сказок — поэтический, на котором они поют ■свои сказки и IV) технический — весьма сложный. Хочу просить знакомого маньчжура-востоковеда параллельно написать маньчжурские слова. Вот общий план моих «Орочей и их словаря». Одобряете ли Вы его, глубо коуважаемый Дмитрий Николаевич? Эту работу, как я обещал, перешлю к Вам в Москву с просьбой поместить в «Этнографическом Обозрении»5. В заключение позвольте мне пожелать Вам доброго здоровья. Глубокоуважающий Вас В. Арсеньев. № 2 [1913—1914 гг.] Глубокоуважаемый Дмитрий Николаевич! Прежде всего повинен я перед Вами за свое долгое молчание. Не объясните это худо. После выставки^ я ездил на реку Хор к орочам и недавно только воз вратился в Хабаровск. Кое-что из собранных мною этнографических предметов я пришлю Вам в Музей антропологии и этнографии. Очень рад, что могу быть Вам полезен. На-днях выходит моя третья работа « К и т а й ц ы в У с с у р и й с к о м к р а е — о ч е р к и с т о р и ч е с к о - э т н о г р а ф и ч е с к и й » . Эта ра бота посвящена мною истории движения китайцев в Приамурье, промыслам их в море, охоте, звероловству, исканию жень-шеня, вопросу о хунхузах, опиумокуре- нию азартным играм и таежным законам, ограждающим жизнь и имущество со- болевщиков. Относительно нашего музея7 могу Вам сообщить следующее. Я сос тою директором Музея уже четыре года. До 1911 года Музей представлял из себя совершенно бессистемный склад этнографических предметов. По возвраще нии из Петербурга и из Москвы* (где я был так Вами обласкан и о чем у меня сохранились самые лучшие воспоминания в жизни), я принял музей и принялся в н е м работать. Я нашел себе хорошего помощника г-на Домбровского», и с ним мы взялись за дело К сегодняшнему дню почти все уже приведено в порядок. Теперь я взялся за составление каталогов. На это потребуется не менее двух лет самой настойчивой усидчивой работы. Ни скелетов, ни черепов у нас не было. Только теперь я начинаю заводить антропологические коллекции. На-днях я вышлю вам орочскую берестяную коробочку, увешанную медвежьими Сы-репш ами. <Зто уника. Почти уверен, что более достать такой не удастся. Только у старых жен щин можно найти такие коробочки. Старики вымирают, а молодежь быстро асси милируется русскими и китайцами. Старухи хранят эти кости, как амулеты — СЫ-ретэ животного, от которого они произошли, которое дало им жизнь. Отно сительно изданий нашего Отдела9 я позабочусь и вышлю их Вам немедленно. Воонзового века у нас в Приамурье, видимо, совсем не было. После шлифован ных каменных орудий на сцену сразу появляется железо. Медные вещицы уже позже выходят на сцену, как украшения. Зато каменные топоры, копья, наконеч ники стрел и т. п., как шлифованные так и с обитыми краями, встречаются весь * В. К. А р с е н ь е в в зиму 1910-1911 года был в Петербурге и Москве, выступал там в научных обществах с докладами (прим. — А. В.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2