Сибирские огни, 1963, № 3

крывают идейное содержание будущего произведения. Эмоциональная сила образа, его пси­ хологическая нагрузка становится глав­ ным в раскрытии темы. Рисуя по карто­ ну, А. Чернобровцев ищет нужные ти­ пажи, встречается с участниками собы­ тий, изучает историю партизанского дви­ жения в Сибири, ищет и находит цен­ ные, неповторимые подробности револю­ ционной эпохи. Панно на стене было закончено в 1960 году. Ее плоскость в виде циклопической кладки собрана из бетонных блоков, та­ ким образом, рельефные изображения фрагментов прикреплялись к стене и ок­ рашивались темперой на синтетической основе. Центр всей композиции — большая группа партизан с поднятыми винтовка­ ми в порыве гнева и решимости. Это — клятва над телами убитых, они готовы бороться до полной победы и клянутся в этом. Здесь собрались разные люди — рабочие и крестьяне, женщины и стари­ ки, и совсем еще юные партизаны, поня­ вшие необходимость борьбы. Здесь со­ брались люди высокой нравственной си­ лы, мужества и стойкости. Объединяют группу полыхающие знамена, прида­ ющие всей композиции цельность и за­ конченность. Правый и левый края сте­ ны заполнены скорбящими группами. Это лучшие .фрагменты произведения. В них большая задушевность, взволнованность художника, тот эмоциональный строй, который роднит их с музыкой, в особен­ ности в правой группе женщин. В ритме склоненных над убитыми явственно зву­ чит патетика и скорбь. Поникшая в горе девушка и рядом старая русская женщи­ на-мать, познавшая горе, но не слом­ ленная. В монументальном панно А. Черно­ бровцев показал себя хорошим рисоваль­ щиком, причем рисунок у него — не су­ хое штудирование, а живое, вырази­ тельное понимание пластики. Внешне техника цветного бетона напоминает черно-белую гравюру, где белые и чер­ ные пятна, собственно, и создают ткань произведения. Недаром лучшие наши графики, такие как Фаворский, занима­ ются монументальной живописью. Нарисовать условно значите л ь н о труднее, чем нарисовать просто с нату­ ры, ибо в первом случае, помимо умения грамотно воспроизвести модель, вступа­ ет в силу другое требование — отобрать главное и отбросить второстепенное. .Изобразить лицо человека в сложном психологическом состоянии несколькими штрихами очень сложно, а для монумен­ тальной живописи это очень важное ус­ ловие, так как некоторые детали на большом расстоянии не могут просмат­ риваться. А. Чернобровцеву не всегда удаются эти обобщения, иногда он поступается общим ради деталей, но в целом во всем панно обобщения идут от внутренней» смысла, душевного движения, и все штрихи, пятна, силуэты фигур полны жизни. Работая над панно, он обращает­ ся к русской классике, изучает Сурико­ ва, его умение передавать состояние, драматизм в изображении народа. Изу­ чая Андрея Рублева, он познал силу ритма в композиционном решении. На него оказывает влияние и ранняя совет­ ская графика, в частности Д. Моор. У советских графиков он учился мастер­ ству лаконичного изображения состоя­ ния человека. Необходимо отметить неудачное пла­ нировочное решение сквера, что затруд­ няет обозрение монументального панно. Думается, что для формирования архи­ тектурного ансамбля, над которым нуж ­ но еще много поработать, есть необходи­ мость расширить территорию сквера за счет проезда по ул. Щетинкина и приле­ гающей к нему бензоколонки, а также сноса двухэтажного здания по улице Се- ребренниковской и возможной организа­ ции главного входа именно со стороны этой улицы. В произведении А. Чернобровцева особенно подкупает искренность чувств, оно построено на сложных психологиче­ ских отношениях и потому сегодня сто­ ит особняком от других работ монумен­ тального характера. Конечно, для мону­ ментального искусства важны события и необходимость возвышенной их трактов­ ки. Но для многих монументалистов при наличии больших обобщений и пафоса в композиции недостает конкретности образа, в его национальной неповтори­ мости, а холодная риторичность и теат­ ральность поз подменяют подчас насто­ ящие человеческие чувства. У А. Черно­ бровцева нет этих недостатков. Услов­ ность цвета и необходимость больших обобщений в монументальном панно не убили в нем теплоту настоящей человеч­ ности. Панно А. Чернобровцева — достой­ ный вклад в развитие эстетической культуры Сибири, в нем много ценных качеств, идущих от замечательных тра­ диций русского классического искусства. А. БЕРТИК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2