Сибирские огни, 1963, № 3
крывают идейное содержание будущего произведения. Эмоциональная сила образа, его пси хологическая нагрузка становится глав ным в раскрытии темы. Рисуя по карто ну, А. Чернобровцев ищет нужные ти пажи, встречается с участниками собы тий, изучает историю партизанского дви жения в Сибири, ищет и находит цен ные, неповторимые подробности револю ционной эпохи. Панно на стене было закончено в 1960 году. Ее плоскость в виде циклопической кладки собрана из бетонных блоков, та ким образом, рельефные изображения фрагментов прикреплялись к стене и ок рашивались темперой на синтетической основе. Центр всей композиции — большая группа партизан с поднятыми винтовка ми в порыве гнева и решимости. Это — клятва над телами убитых, они готовы бороться до полной победы и клянутся в этом. Здесь собрались разные люди — рабочие и крестьяне, женщины и стари ки, и совсем еще юные партизаны, поня вшие необходимость борьбы. Здесь со брались люди высокой нравственной си лы, мужества и стойкости. Объединяют группу полыхающие знамена, прида ющие всей композиции цельность и за конченность. Правый и левый края сте ны заполнены скорбящими группами. Это лучшие .фрагменты произведения. В них большая задушевность, взволнованность художника, тот эмоциональный строй, который роднит их с музыкой, в особен ности в правой группе женщин. В ритме склоненных над убитыми явственно зву чит патетика и скорбь. Поникшая в горе девушка и рядом старая русская женщи на-мать, познавшая горе, но не слом ленная. В монументальном панно А. Черно бровцев показал себя хорошим рисоваль щиком, причем рисунок у него — не су хое штудирование, а живое, вырази тельное понимание пластики. Внешне техника цветного бетона напоминает черно-белую гравюру, где белые и чер ные пятна, собственно, и создают ткань произведения. Недаром лучшие наши графики, такие как Фаворский, занима ются монументальной живописью. Нарисовать условно значите л ь н о труднее, чем нарисовать просто с нату ры, ибо в первом случае, помимо умения грамотно воспроизвести модель, вступа ет в силу другое требование — отобрать главное и отбросить второстепенное. .Изобразить лицо человека в сложном психологическом состоянии несколькими штрихами очень сложно, а для монумен тальной живописи это очень важное ус ловие, так как некоторые детали на большом расстоянии не могут просмат риваться. А. Чернобровцеву не всегда удаются эти обобщения, иногда он поступается общим ради деталей, но в целом во всем панно обобщения идут от внутренней» смысла, душевного движения, и все штрихи, пятна, силуэты фигур полны жизни. Работая над панно, он обращает ся к русской классике, изучает Сурико ва, его умение передавать состояние, драматизм в изображении народа. Изу чая Андрея Рублева, он познал силу ритма в композиционном решении. На него оказывает влияние и ранняя совет ская графика, в частности Д. Моор. У советских графиков он учился мастер ству лаконичного изображения состоя ния человека. Необходимо отметить неудачное пла нировочное решение сквера, что затруд няет обозрение монументального панно. Думается, что для формирования архи тектурного ансамбля, над которым нуж но еще много поработать, есть необходи мость расширить территорию сквера за счет проезда по ул. Щетинкина и приле гающей к нему бензоколонки, а также сноса двухэтажного здания по улице Се- ребренниковской и возможной организа ции главного входа именно со стороны этой улицы. В произведении А. Чернобровцева особенно подкупает искренность чувств, оно построено на сложных психологиче ских отношениях и потому сегодня сто ит особняком от других работ монумен тального характера. Конечно, для мону ментального искусства важны события и необходимость возвышенной их трактов ки. Но для многих монументалистов при наличии больших обобщений и пафоса в композиции недостает конкретности образа, в его национальной неповтори мости, а холодная риторичность и теат ральность поз подменяют подчас насто ящие человеческие чувства. У А. Черно бровцева нет этих недостатков. Услов ность цвета и необходимость больших обобщений в монументальном панно не убили в нем теплоту настоящей человеч ности. Панно А. Чернобровцева — достой ный вклад в развитие эстетической культуры Сибири, в нем много ценных качеств, идущих от замечательных тра диций русского классического искусства. А. БЕРТИК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2