Сибирские огни, 1963, № 3

И с к у с с т в о памятник Г ЕРОЯМ СИБИРИ В центре города Новосибирска, в сто­ роне от оживленного Красного проспек­ та, где нет автомобильного и троллей­ бусного шума и постоянно движущихся людских потоков, находится сквер име­ ни Героев революции. Он назван так в память места захоронения тех, кто отдал свою жизнь за власть Советов. Сквер тихий, уединенный. Здесь можно уви­ деть экскурсии школьников, туристов, солдат Советской Армии. Здесь часто мать с ребенком сидит на садовой ска­ мейке. Ежегодно к подножию памятников возлагают цветы. На могилах надписи, что здесь лежат расстрелянные колча­ ковцами основатели советской власти в Новониколаевске, члены обской группы РСДРП, видные революционеры Сиби­ ри. Как много говорят нашим сердцам эти могилы! Этот небольшой клочок зем­ ли в большом современном городе на­ всегда останется местом народной славы. Одна из сторон четырехугольника сквера закрыта большой стеной. Она стоит перпендикулярно главной аллее с памятником в виде скалы и выброшен­ ной из нее руки с факелом. Памятник сооружен на месте братской могилы. Не­ далеко от него — место захоронения ветерана Парижской коммуны Адриена Лежена, умершего в Новосибирске в го­ ды Отечественной войны, и четыре бюс­ та революционеров Сибири — Щетинки- на, Романова, Петухова, Серебреннико­ ва. Продолговатое поле стены между двух ниш, в которых пылает негасимый огонь, заполнено композицией в виде плоского, невысокого цветного рельефа. Выразительные пятиметровые фигуры из серого бетона на черном грубоофактурен- ном фоне и трепетные складки приглу­ шенно-красных знамен повествуют о на­ родной скорби, борьбе и мужестве. Чет­ кие надписи гласят: «Мужество ваше и доблесть чтут благодарно потомки», «Жизнь безымянных — подвиг, факел свободы и правды». Монументальное панно, посвященное памяти героев революционного движе­ ния в Сибири, принадлежит молодому художнику А. С. Чернобровцеву. Есть такие работы художника, кото­ рые являются вехой в его жизни. Они мобилизуют все его силы, знания, весь его жизненный опыт. Выдержав этот эк­ замен, художник словно бы проходит особую закалку, и ему открывается до­ рога в «большое» творчество. Создание монументального панно героям револю- г ции для Александра Сергеевича Черно- ? бровцева было именно такой работой. Приступая к эскизам панно в мае 1957 года, художник отмечает одновре­ менно свое двадцатисемилетие. К этому времени за его плечами было уже восемь лет учебы в Высшем художественно­ промышленном училище им. Мухиной и два года творческой работы в Новоси­ бирске, где он с увлечением трудился над оформлением интерьеров строив­ шихся новых общественных сооруже­ ний города. Первой работой, обратившей внимание зрителя, были декоративные фрагменты «Русские сказки» для кафе на одной из центральных улиц. Год спу­ стя, для клуба им. Горького, он написал портрет Алексея Максимовича в технике фрески. Портрет покоряет красотой ко­ лорита и мягкостью трактовки формы. С получением задания по оформлению сквера наступает время серьезных испы­ таний. В течение нескольких месяцев А. Чернобровцев ищет решения темы и пере­ рабатывает множество вариантов. Нако­ нец он приходит к прообразу той компо­ зиции, которая составляет костяк пост­ роения всей вещи. Черный цвет фона и выступающие из глубины три группы фигур «простых» людей, воодушевлен­ ных великой идеей освобождения, рас- 12. «Сибирские огни» МЬ 3.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2