Сибирские огни, 1963, № 3
И с к у с с т в о памятник Г ЕРОЯМ СИБИРИ В центре города Новосибирска, в сто роне от оживленного Красного проспек та, где нет автомобильного и троллей бусного шума и постоянно движущихся людских потоков, находится сквер име ни Героев революции. Он назван так в память места захоронения тех, кто отдал свою жизнь за власть Советов. Сквер тихий, уединенный. Здесь можно уви деть экскурсии школьников, туристов, солдат Советской Армии. Здесь часто мать с ребенком сидит на садовой ска мейке. Ежегодно к подножию памятников возлагают цветы. На могилах надписи, что здесь лежат расстрелянные колча ковцами основатели советской власти в Новониколаевске, члены обской группы РСДРП, видные революционеры Сиби ри. Как много говорят нашим сердцам эти могилы! Этот небольшой клочок зем ли в большом современном городе на всегда останется местом народной славы. Одна из сторон четырехугольника сквера закрыта большой стеной. Она стоит перпендикулярно главной аллее с памятником в виде скалы и выброшен ной из нее руки с факелом. Памятник сооружен на месте братской могилы. Не далеко от него — место захоронения ветерана Парижской коммуны Адриена Лежена, умершего в Новосибирске в го ды Отечественной войны, и четыре бюс та революционеров Сибири — Щетинки- на, Романова, Петухова, Серебреннико ва. Продолговатое поле стены между двух ниш, в которых пылает негасимый огонь, заполнено композицией в виде плоского, невысокого цветного рельефа. Выразительные пятиметровые фигуры из серого бетона на черном грубоофактурен- ном фоне и трепетные складки приглу шенно-красных знамен повествуют о на родной скорби, борьбе и мужестве. Чет кие надписи гласят: «Мужество ваше и доблесть чтут благодарно потомки», «Жизнь безымянных — подвиг, факел свободы и правды». Монументальное панно, посвященное памяти героев революционного движе ния в Сибири, принадлежит молодому художнику А. С. Чернобровцеву. Есть такие работы художника, кото рые являются вехой в его жизни. Они мобилизуют все его силы, знания, весь его жизненный опыт. Выдержав этот эк замен, художник словно бы проходит особую закалку, и ему открывается до рога в «большое» творчество. Создание монументального панно героям револю- г ции для Александра Сергеевича Черно- ? бровцева было именно такой работой. Приступая к эскизам панно в мае 1957 года, художник отмечает одновре менно свое двадцатисемилетие. К этому времени за его плечами было уже восемь лет учебы в Высшем художественно промышленном училище им. Мухиной и два года творческой работы в Новоси бирске, где он с увлечением трудился над оформлением интерьеров строив шихся новых общественных сооруже ний города. Первой работой, обратившей внимание зрителя, были декоративные фрагменты «Русские сказки» для кафе на одной из центральных улиц. Год спу стя, для клуба им. Горького, он написал портрет Алексея Максимовича в технике фрески. Портрет покоряет красотой ко лорита и мягкостью трактовки формы. С получением задания по оформлению сквера наступает время серьезных испы таний. В течение нескольких месяцев А. Чернобровцев ищет решения темы и пере рабатывает множество вариантов. Нако нец он приходит к прообразу той компо зиции, которая составляет костяк пост роения всей вещи. Черный цвет фона и выступающие из глубины три группы фигур «простых» людей, воодушевлен ных великой идеей освобождения, рас- 12. «Сибирские огни» МЬ 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2