Сибирские огни, 1963, № 3

го уровня, разной меры талантливости, диктующее, кстати сказать, и разные за­ дачи самой критике. Имея дело с произ­ ведением недостаточно талантливым, бес­ спорно, следует спокойно и убедительно показать читателю, в чем же его худо­ жественная слабость. Но не менее важно и другое— извлечь из книги, ее рацио­ нальное зерно, выявить все то полезное, что есть в ней, и, таким образом, пока­ зать читателю, как ему следует обра­ щаться с книгой. Ведь воспитывать вкус — значит не только видеть недостатки, но и уметь извлекать достоинства. Не могу удержаться от искушения напом­ нить слова М. А. Суслова, сказанные на встрече руководителей партии и прави­ тельства с представителями советской интеллигенции 17 июля 1960 года. «Критика должна быть заботливой и внимательной, ясно понимать реальные трудности, которые встают на пути ху­ дожников, уметь видеть и радоваться то­ му, что ему удалось сделать. Наряду с осуждением плохого необходимо поддер­ живать все доброе, что есть в литературе и искусстве... Нельзя мириться с тем, что критики иногда учиняют несправедли­ вый и обидный для авторов разнос их произведений, перечеркивая большую творческую работу художника... Особен­ но важно подчеркнуть необходимость за­ ботливого, внимательного отношения к работе художников над современным жизненным материалом. Совершенно очевидно, что здесь перед художником возникают особые трудности». Вот в силу этого мне и кажется, что И. Виноградов не по-хозяйски отнесся к Новому варианту романа К. Львовой. Он увидел в этой книге только спекуляцию темой, только явление паразитарное. А на самом деле все сложнее, чем думает критик. И Виноградов, пересказывая, сюжет романа, откровенно высмеивает его. А можно это сделать и в другой —ну, ска­ жем, в спокойно-повествовательной то­ нальности. Молодые ученые Елена Корнилова и Артемий Решетов, совместно работая над большим научным открытием, сбли­ зились не только духовно. Решетов, при­ выкший не очень строго относиться к своим интимным связям и даже женив- шийся на хорошей, но духовно чуждой ему девушке, сближение с Корниловой также склонен считать чем-то случайным и скоро преходящим. Но Елена — чело­ век другого покроя, другого душевного склада. Она не умеет и не желает дво­ иться, Искренне она любила своего му­ жа, талантливого геолога Андрея, те­ перь так же искренне и так же всерьез полюбила Решетова. Когда сближаются такие разные характеры, то неизбежны столкновения, неизбежны драматические конфликты. Вот о них-то и рассказывает К. Львова в своем романе, пытаясь рассмотреть это столкновение как явле­ ние общественное и, следовательно, тре­ бующее общественного вмешательства. К. Львова не осложняет судьбу своих •героев соображениями об ответственно­ сти за участь детей, и в этом ее несом ненное преимущество перед многими другими авторами, обращавшимися к этой же, на первый взгляд, узкой теме. Вопрос о детях особенно часто поднима­ ли драматурги, ибо это позволяло им легко волновать зрительный зал всегда трогательной историей ребенка, которо­ го обрекают на сиротство. В таких пье­ сах, как «Осторожно, листопад!» С. Ми­ халкова или широко известная в недав­ нее время «Одна» С. Алешина, зло люб ви, разрушающей семейные устои, пред метно олицетворялось в образе тоскую­ щих, обездоленных детей. К. Львова берет иной случай, по существу, куда более легкий. Ни Елена, ни Решетов еще не знают родительского долга. И все-таки любовь приносит им больше огорчений, чем радостей, так как они тоже и лгут, и обманывают —• правда, не детей, а взрослых: мужа, жену, но и в этом случае ложь не становится чище, обман менее жестоким. Спрашивается, а может быть, им не нужно было изощ­ ряться в уловках разного рода, может быть, следовало пойти навстречу своему чувству и разрушить брак без любви? Это, безусловно, самый простой, са мый верный и самый честный выход. Но вся загвоздка, как об этом убеди­ тельно свидетельствует роман К. Льво­ вой, в том и заключается, что сейчас в этой сфере человеческих отношений да леко не все простое просто, далеко не все естественное воспринимается как ес тественное. Безответственность Решетова — онь ведь во многом и оттого, что, не любя свою жену, он разводом с ней все-таки преступит какие-то неписаные правиле! добродетельного поведения. Несчастья Елены -— они ведь во мно гом и оттого, что она боится гласности, боится, что окружающие, узнав о ее ис кренней и большой любви к Решетову. осудят это чувство, ибо в глазах сотен добрых и чистосердечных людей ее лю­ бовь запретная, непозволительная, а раз­ вод — не иначе как признак порочно сти и распущенности. Вряд ли найдется критик, который возьмет на себя смелость сказать, что основная ситуация не жизненна или не заслуживает внимания литературы. Все мы знаем и о том, что общество считает себя вправе вмешиваться в подобные си туации, и опять-таки никто из нас не бе рет это право под сомнение. А вот зна­ ем ли мы о путях такого вмешательства? Уборщица института, в котором работа­ ют оба «несчастные влюбленные», явив­ шись к их научному руководителю про­ фессору Прокофьеву, решительно требу­ ет расправиться с Решетовым: «Надо ставить точку в нашем государстве. Су­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2