Сибирские огни, 1963, № 3
ский реализм преимущественно утвер ждающим. Жизнь показала полную не состоятельность этих утверждений. Представители критического реализма в прошлом и в настоящем были и в боль шинстве случаев остались . представите лями, утверждавшими свои передовые взгляды, свои передовые идеалы. Во всяком случае, разоблачая язвы феода лизма или капитализма, язвы феодально капиталистического миропорядка, они пытались и пытаются открыть положи тельные социальные возможности чело века. Социалистический реализм в свою очередь возник, развивался и продолжа ет развиваться на основе самого острого и беспощадного- критического анализа действительности, без тех компромиссов и недоговоренностей, без тех противоре чий, которые подчас были свойственны. представителям реализма критического, потому, что в основе социалистического реализма лежит марксистско-ленинская теория. Разница заключается в том, что в условиях капиталистического общества представители критического и социали стического реализма выступают против основ общественного строя, а предста вители социалистического устройства критикуют недостатки, бесстрашно вскрывают противоречия во имя упроче ния социалистического строя, во имя по строения коммунистического общества. Но совершенно очевидно, как показали события последних лет и как подтверж дает опыт советской литературы, без этого «критического начала» социалисти ческий реализм попросту немыслим. Со циалистический реализм тогда отражает правду жизни, когда утверждает пере довое и новое через реально существу ющую борьбу различных тенденций в нашей жизни, через активное отрицание старого и отжившего, т. е. правдиво от ражает то, что происходит в самой жиз ни. В жизни ведь не течет все как по маслу, спокойненько, легонько, бескон фликтно, а только через борьбу, через отрицание старого и отживающего. Вот почему приглушение критического нача ла в социалистическом реализме способ но привести и приводило к искажению правды жизни, а в литературе даже к уничтожению целого действенного и не обходимого жанра — я имею в виду са тирическую литературу. Но, говоря о росте в современной ли тературе критического отношения к дей ствительности и приглушения критиче ского в ней начала, я бы хотел кратко остановиться на двух характерных и в чем-то поучительных произведениях. Повесть Яшина «Сирота» весьма и весьма заостренно, сатирически зло ста вит вопрос о том, как наши советские ус ловия порождают тунеядство, иждивен чество и в конечном счете отвратитель ный индивидуализм и собственничество. Да, есть правда в том, что говорит хитрющий председатель колхоза Проко фий Кузьмич: «В богатых да в сильных ходить тоже не всегда легко. К сильно му вы на выручку не пойдете, верно, ведь? А слабому да отстающему вы обя заны помочь. Советская власть не поз волит обижать сирых. Нам и ссуды, и скидки, и шефская помощь. Только заяв ление напиши». Есть, разумеется, правда в том, что сирота Павел стал иждивенцем нашей жизни, а не ее работником и творцом, потому что ему все было дано с пеле нок, он, так сказать, умело воспользо вался всеми благами Советской власти. Тут есть над чем подумать, есть что вы смеять, подвергнуть критике. Но беда в том, что у А. Яшина вместе со всем этим и вся современная деревня изображает ся как нечто неподвижное, застоявшее ся, чуждое новому. В ней, например, жив настоящий до мострой — припомните, как сельский руководитель Иван Тимофеевич обра щается со своей женой — она, что на зывается, пикнуть не смеет и так поста рела от такой жизни с таким мужем, что дети ее казались ее внуками. Меди цина в деревне точно такая же, как и сто лет назад: бабка Анисья. Так и на писано: «Редко кто не верил в Анисью, не обращался к ней». Старинная дере венская традиция не обучать в семье старшего тоже будто бы главенствует в сознании деревенского жителя сегодня, та самая традиция, которая возникла из хронической крестьянской нужды и не возможности учиться всем и платить за право учения. Любопытно, что это утверждение ве ликолепно опрокидывается самим А. Яшиным. Он мне, читателю, предла- гаетТготёрить, что Шурка — младший брат Павлика — свято соблюдает эту традицию, тот самый Шурка, который уже творчески трудится в колхозе, ощу щает недостаточность своего четырех классного образования, превосходно ви дит недостатки деревенского хозяйство вания и обвиняет председателя такими словами: «Что председатель? Он все по мощи ждет. Если бы он меньше на со ветскую власть надеялся, лучше было бы. Сам бы думать начал, и скот бы меньше скудался». Здесь новое и ста рое сталкивается в непримиримом про тиворечии, разрушающем правду харак тера. А на этом в повести многое пост роено, и критические стрелы А. Яшина именно поэтому не всегда достигают сво ей цели. Роман С. _ДайаеЕ£кего «(^ыновниа бунт» тоже кажется поначалу произве дением, заглядывающим в глубины про тиворечий нашей жизни. Но, к сожале нию, это кажется только поначалу. Я понимаю., что С. Бабаевский избрал трудную, своеобразную, идущую от Го голя форму непосредственного свободно го разговора со своим читателем. Он словно бы и не изображает людей и со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2