Сибирские огни, 1963, № 3
мые условия» в борьбе с фашизмом. Когда Бугреев узнал, что немцы к Волге подходят, он не выдержал, он с полным правом взроптал: «Так что же это такое? Как же это можно понять? Неужели же он нас все-таки задавит? Неужели же все наши муки, все наши страдания, вся наша жизнь пойдет пра хом? Целые годы голодали, бедствовали, строили нашу индустрию, так ее мать! И вот — нате вам. Все пошло волку под хвост. Все проворонили». Мы победили и не могли не победить, рано или поздно. За нашей спиной правда истории. Но мы, видимо, многое «проворонили», раз эта победа далась нам такой ценой. Произнося эту горчай шую и обидную фразу, облегчив душу русским матом, Василий Егорович, меж ду тем, ни на секунду не приостановил свою опасную и так необходимую в тот момент работу — он б ез градусника, при помощи «сверхсобачьего чутья» вы тапливал тол из снарядов для подрыв ных действий партизан. Василий Его рович узнал правду без прикрас, без ус покоительного равновесия, без подсла щивания и, представьте, не побежал к немцам каяться или прислуживать, по тому что только подумать такое о нем — непростительная глупость! Ведь все, что мы узнаем о Василии Егоровиче, а главное, все, что на наших глазах он д е лает, свидетельствует о великой любви его к Родине, к людям, о его преданно сти, о его чистоте и мужестве и его вере в нашу победу. Феликс, сын Василия Егоровича, жа леет людей, гибнущих в этой войне, — всех людей. Об этом же заикнулся Ми- хась. Он их сразу же отрезвляет: «Мо жет, нам бросить вытапливать тол, если тебе немцев жалко?» А потом очень вер но обобщает: «Хорошо, что мы не на учили наших детей презирать другие на роды». Михась и Феликс почти одногод ки, они еще многого не знают и далеко не все, что происходит, понимают. Ком мунист Василий Егорович говорит с ним обо всем — о доверии, об отношении к делу, которое выполняешь, о правде, о немцах, о политике, которую мы прово дим... И этот неторопливый разговор Василия Егоровича с шестнадцатилет ним смышленым пареньком в то время,, как они могут в любой момент взлететь на воздух, и составляет душу этого в сущности трагического произведения. У нас долгое время к трагическому в жизни и в искусстве относились либо подозрительно, либо с легкостью необык новенной. Считалось, что наше время и, в частности, наше общество не может породить для человека «безвыходных противоречий», а тот, кто о них посмел заикнуться, в лучшем случае объявляет ся идеалистом. Считалось высочайшей глубиной и новизной признание оптими стичности трагедийных событий и сюже тов. Кое-как терпели трагедию выпол ненного долга, трагедию человека, бо рющегося «во имя торжества общего дела», трагедию героя, «понимающего, что его личная•гибель ведет к победе этого дела», а трагедия любви объявля лась от лукавого. Так и писалось: «В советских условиях каждая такая драма (драма любви.—Н. Я.) не может перера сти в трагедию». А почему? Очень про сто: «с потерей любимой... для советско го человека жизнь еще не кончается». Непонятно только одно: почему свое хо лодное, лягушачье сердце эти теоретики выдают за сердце человеческое... Проблема трагического в искусстве социалистического реализма сложнее и тоньше этих скороспелых домыслов. Тут такой отмычкой, как абсолютная разрешимость всех современных проти воречий и вытекающая из нее оптими стичность трагедий в наши дни, вряд ли обойдешься. Ведь исторический опти- мизм свойствен не одному нашему обще ству, он был присущ каждому историче ски восходящему классу и, разумеется, отражался в искусстве. Трагедия чело века всегда возникала из самой приро ды противоречий того или иного обще ства, и если мы хотим понять существо трагедийных конфликтов в современном искусстве, нам надо обратиться к самой природе борьбы сил социализма и импе риализма в современном мире. Повесть П. Нилина трагедийна в са мом высоком смысле этого слова. И оп тимистична,’ но не потому, что герой ее понимает и осознает необходимость сво ей гибели, а именно потому, что он не понимает ее, и не осознает, и не прини мает, и не хочет с нею мириться. И еще потому, что в этом своем нежелании примириться и покориться «железным об стоятельствам» он проявляет несгибае мую силу и величавую красоту своей ду ши. Она трагедийна, потому что отража ет сложившееся в свое время противоре чие в нашем обществе — противоречие между величием дел и идей, которое это общество защищало, и антигуманистиче скими средствами, которыми хотели до стигнуть этих целей некоторые люди, об ладавшие высокой властью. А эти средства приводили к разложению са мих людей, приводили к дискредитации дел и идей и ослабляли наши реальные позиции во всем мире. Это противоречие и создавало трагические конфликты, сви детелями которых мы были и в 1937 году, и во время войны, и в послевоен ные годы. Об этих и других противоре чиях в социалистическом обществе пи шут в своих новых произведениях и П. Вершигора, и Ю. Бондарев - и В. Ко жевников, и Ф. Абрамов, и Э. Казакевич, и многие другие. Список этот можно легко продолжить, и он о многом гово рит. Когда-то господствовало убеждение, что критический реализм был преимуще ственно критическим, а социалистиче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2