Сибирские огни, 1963, № 3
ков, подавлены, как и семьи Веревки ных, многочисленные указники, но ког да настал час испытаний, когда Герма ния напала, все они встали в строй, жизнью своей стали защищать социали стическое отечество. Слесарь-указник так сформулировал свое отношение к происходящему: «Ну все! Мало ли какие бывают обиды? Теперь все это надо за быть, тем более, что после войны начнет ся совсем другая жизнь». Затем мы видим, как сражается ма ленькое торговое судно, видим, как только силой воли держался на ногах тяжелораненый Курков и командовал и побеждал сильного на этом участке противника, как взялись за оружие указ ники и Веревкин, и тоже сражались, по беждали, и это исторический факт. Но факт, обернувшийся для многих траге дией. Все это совершилось бы с неиз меримо меньшими потерями, если бы было предусмотрено то, о чем догады вался в эти дни обыкновенный здраво мыслящий человек Миронов. Нет никакого сомнения в том, что изо бражение Отечественной войны приобре ло теперь более глубокий характер. Это связано и с углублением исторического взгляда на прошлое, и с теми фактами и подробностями хода войны, которые ны не стали доступны и получили верное освещение после XX съезда Коммуни стической партии. В самом деле, несколько лет назад не возможна была широкая картина траги ческого отступления, которая так сильно изображена в романе К. Симонова «Жи^ вые и мертвые», или жуткая картина беТства жителей' из Бреста, данная в ро мане К. Федина «Костер», как, вероят но был бы невозможен «раздетый стра хом» начальник штаба Ищенко, который действительно остался жив, достиг сво ей цели в повести Г. Бакланова «Мерт вые г.раму не иму - т ». а прекрасные люди погибли. Возмездия, так сказать, не со вершилось, зло не уравновешено добром. К. Симонов рассказывает о 1941 годе, о том отступлении, которое, увы, совер шалось не по плану и совсем не так спо койно и организованно, как бы нам того теперь хотелось, а с тем ужасом неисчи слимых потерь, которые, надо думать, никто не планировал. К. Симонов пра вильно сосредоточил внимание на этом да еще на том, что даже в этих услови ях советские люди совершали чудеса са моотвержения и мужества. Это, по-мое му безусловная правда. В. Панков в сво ей ’ книге «На стрежне жизни» считает, что это не все, что «должно передать правду о сорок первом годе», и он пред лагает эту горькую правду уравнове сить правдой сладкой: «Сорок первый год, — пишет он, — был также годом напряженной мобилизации всех сил на рода на отпор врагу, подготовкой сокру шительного удара, удара по фашистам под Москвой, перевода промышленности на Восток». Сейчас это звучит, конечно, утешительно и, так сказать, историче ски объективно. Но я бы хотел на одну секунду поднять те тысячи тысяч, кото рые устелили собою путь от Бреста до Москвы, и их спросить, утешает ли их то обстоятельство, что только во время войны мы начали «напряженную моби лизацию всех сил», что «сокрушитель ный удар» нанесли не в Бресте, а толь ко под Москвой и что занялись не во время вынужденным переводом промыш ленности на Восток, вместо того, чтоб предотвратить уничтожение ее фаши стами на Западе? По-моему, не утешает, ну хотя бы потому, что они мертвы, а могли бы жить. Это стремление во что бы то ни стало уравновесить горькую правду сладкой продиктовано, по-моему, боязнью посмотреть этой правде в глаза это своеобразная, неосознаваемая, воз можно, попытка спрятаться от нее, под менить подлинную трагедию тысяч лю дей, самоотверженно шедших на смерть в условиях отступления, утешительным елеем. Правду о войне К. Симонов. К. Федин, Г. Бакланов, П. Нилин и дру гие ищут в душе советского человека, который, отступая, хотя и не знал, что в это время народ готовил отпор и органи зовывал эвакуацию промышленности, на ходил в себе силу и мужество сражаться и стоять насмерть до последнего, потому что он тоже есть народ. По-моему, в этом больше истины и истинного вели чия советского человека, чем в том, что предлагает художникам В. Панков — уравновесить события: вот просчеты вот успехи, а в результате — все по крывающая победа. То, что мы победили мужеством, организованностью, волей всего народа, руководимого Коммунисти ческой партией, это мы знаем неплохо, а вот о просчетах следовало бы знать не меньше и поточнее, чтоб их не повто рять, иначе за каким чертом нам наш ис торический опыт! И никогда, ни на од ну минуту нельзя забывать, что к побе де над фашизмом, что к победе над до морощенными богами и боженятами мы пришли через кладбище, через тысячи и тысячи прекрасных людей, которых ны не не спасут никакие утешения, ну а живым они и подавно не нужны! Свою новую умную, остро и с бле ском написанную повесть Павел Нилин так и назвал — «Через кладбище». В ней, кстати сказатьТтожё не рассказано о том, что в это время, как главные ге рои повести погибали, страна, народ ор ганизовали отпор врагу; наоборот, ска зано, что мы отступали и отступали и что командиры партизан в тылу врага «запрещали» слушать московские свод ки «информбюро», так как невеселые это были сводки. П. Нилин, не заботясь об утешающем равновесии, рассказал о тшгедии семьи Василия Егоровича...Буг- р£еваТ простого' русского человека, не по своей вине поставленного в «невыноси
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2