Сибирские огни, 1963, № 3

ков, подавлены, как и семьи Веревки­ ных, многочисленные указники, но ког­ да настал час испытаний, когда Герма­ ния напала, все они встали в строй, жизнью своей стали защищать социали­ стическое отечество. Слесарь-указник так сформулировал свое отношение к происходящему: «Ну все! Мало ли какие бывают обиды? Теперь все это надо за­ быть, тем более, что после войны начнет­ ся совсем другая жизнь». Затем мы видим, как сражается ма­ ленькое торговое судно, видим, как только силой воли держался на ногах тяжелораненый Курков и командовал и побеждал сильного на этом участке противника, как взялись за оружие указ­ ники и Веревкин, и тоже сражались, по­ беждали, и это исторический факт. Но факт, обернувшийся для многих траге­ дией. Все это совершилось бы с неиз­ меримо меньшими потерями, если бы было предусмотрено то, о чем догады­ вался в эти дни обыкновенный здраво­ мыслящий человек Миронов. Нет никакого сомнения в том, что изо­ бражение Отечественной войны приобре­ ло теперь более глубокий характер. Это связано и с углублением исторического взгляда на прошлое, и с теми фактами и подробностями хода войны, которые ны­ не стали доступны и получили верное освещение после XX съезда Коммуни­ стической партии. В самом деле, несколько лет назад не­ возможна была широкая картина траги­ ческого отступления, которая так сильно изображена в романе К. Симонова «Жи^ вые и мертвые», или жуткая картина беТства жителей' из Бреста, данная в ро­ мане К. Федина «Костер», как, вероят­ но был бы невозможен «раздетый стра­ хом» начальник штаба Ищенко, который действительно остался жив, достиг сво­ ей цели в повести Г. Бакланова «Мерт­ вые г.раму не иму - т ». а прекрасные люди погибли. Возмездия, так сказать, не со­ вершилось, зло не уравновешено добром. К. Симонов рассказывает о 1941 годе, о том отступлении, которое, увы, совер­ шалось не по плану и совсем не так спо­ койно и организованно, как бы нам того теперь хотелось, а с тем ужасом неисчи­ слимых потерь, которые, надо думать, никто не планировал. К. Симонов пра­ вильно сосредоточил внимание на этом да еще на том, что даже в этих услови­ ях советские люди совершали чудеса са­ моотвержения и мужества. Это, по-мое­ му безусловная правда. В. Панков в сво­ ей ’ книге «На стрежне жизни» считает, что это не все, что «должно передать правду о сорок первом годе», и он пред­ лагает эту горькую правду уравнове­ сить правдой сладкой: «Сорок первый год, — пишет он, — был также годом напряженной мобилизации всех сил на рода на отпор врагу, подготовкой сокру­ шительного удара, удара по фашистам под Москвой, перевода промышленности на Восток». Сейчас это звучит, конечно, утешительно и, так сказать, историче­ ски объективно. Но я бы хотел на одну секунду поднять те тысячи тысяч, кото рые устелили собою путь от Бреста до Москвы, и их спросить, утешает ли их то обстоятельство, что только во время войны мы начали «напряженную моби лизацию всех сил», что «сокрушитель ный удар» нанесли не в Бресте, а толь­ ко под Москвой и что занялись не во время вынужденным переводом промыш ленности на Восток, вместо того, чтоб предотвратить уничтожение ее фаши стами на Западе? По-моему, не утешает, ну хотя бы потому, что они мертвы, а могли бы жить. Это стремление во что бы то ни стало уравновесить горькую правду сладкой продиктовано, по-моему, боязнью посмотреть этой правде в глаза это своеобразная, неосознаваемая, воз можно, попытка спрятаться от нее, под менить подлинную трагедию тысяч лю­ дей, самоотверженно шедших на смерть в условиях отступления, утешительным елеем. Правду о войне К. Симонов. К. Федин, Г. Бакланов, П. Нилин и дру гие ищут в душе советского человека, который, отступая, хотя и не знал, что в это время народ готовил отпор и органи­ зовывал эвакуацию промышленности, на­ ходил в себе силу и мужество сражаться и стоять насмерть до последнего, потому что он тоже есть народ. По-моему, в этом больше истины и истинного вели­ чия советского человека, чем в том, что предлагает художникам В. Панков — уравновесить события: вот просчеты вот успехи, а в результате — все по крывающая победа. То, что мы победили мужеством, организованностью, волей всего народа, руководимого Коммунисти­ ческой партией, это мы знаем неплохо, а вот о просчетах следовало бы знать не меньше и поточнее, чтоб их не повто рять, иначе за каким чертом нам наш ис торический опыт! И никогда, ни на од ну минуту нельзя забывать, что к побе де над фашизмом, что к победе над до­ морощенными богами и боженятами мы пришли через кладбище, через тысячи и тысячи прекрасных людей, которых ны не не спасут никакие утешения, ну а живым они и подавно не нужны! Свою новую умную, остро и с бле ском написанную повесть Павел Нилин так и назвал — «Через кладбище». В ней, кстати сказатьТтожё не рассказано о том, что в это время, как главные ге­ рои повести погибали, страна, народ ор­ ганизовали отпор врагу; наоборот, ска­ зано, что мы отступали и отступали и что командиры партизан в тылу врага «запрещали» слушать московские свод­ ки «информбюро», так как невеселые это были сводки. П. Нилин, не заботясь об утешающем равновесии, рассказал о тшгедии семьи Василия Егоровича...Буг- р£еваТ простого' русского человека, не по своей вине поставленного в «невыноси­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2