Сибирские огни, 1963, № 3

Собирательный образ Ивана Федосе- евича, председателя колхоза некоего вы­ мышленного Райгородского района, — это не только верно и сильно выписан­ ный положительный герой нашего вре­ мени, но и своеобразный укор нашей со­ вести. Все наши шатания и влияния в области сельского хозяйства он вынес на своих плечах. Вдумайтесь, товарищи, в слова Ефима Дороша, и вы поймете под­ линный героизм и подлинную веру в свою правду у этого рядового русского советского человека. «Я размышляю об Иване Федосееви- че, — пишет Е. Дорош, — который вот уже более четверти века удачливо руко­ водит самым богатым здешним колхозом и почти всегда виноват перед начальст­ вом, потому что все делает по-своему». Вдумайтесь в истинный смысл этих слов — «четверть века», «удачливо», «виноват», и вы поймете, как много мы теряли, заставляя преданных социализ­ му Иванов Федосеевичей бороться за право этот социализм по-деловому, вы­ годно для людей строить. Видимо, не случайно другой чуткий писатель, М. Шолохов, создавая в пяти­ десятых годах вторую часть «Поднятой келины». сосредоточил свое внймание иа- взаимоотношениях руководителя и кол­ хозной массы. Припомните, как учили уму-разуму Давыдова Ипполит Шалый и Иван Аржанов, притюмните, какой предметный урок получил он от Устина Рыкалина, который с полным правом на окрик Давыдова заявил: «Кто же по ны­ нешним временам так с народом обра­ щается?» Признаюсь, когда речь заходит о сов­ ременных положительных героях, мне в первую очередь как-то невольно прихо­ дит на ум Давыдов с его активным вме­ шательством в жизнь, с его трудолюби­ ем и бескорыстием, с его мужеством и бесстрашием, наконец, с его присталь­ ным вниманием к людям, с его убежде­ нием; руководить — это .значит убеж­ дать и воспитывать, воспитывать и убеж­ дать. Он живет, дышит и действует, чтобы сделать людей счастливыми. Он больше наш современник, чем некото­ рые герои ультрасовременных повестей и рассказов, в которых они, как правило, рефлектируют, мелко философствуют, углубляются в самокопание и критикан­ ствуют и все только затем, чтобы ска­ зать: вот видите, как мне тяжело и трудно! М. Шолохов писал о тридцатых го­ дах, но живо затрагивал жгучие вопро­ сы современности. Сейчас появилась целая серия произведений, в которых то­ же изображаются эти тридцатые годы и изображаются они с той же вышки со­ временных знаний о некоторых фактах нашей истории. Это — «Покоя нет» Вс. Воеводина, «Ищ з£_ не стоит жить» В. Кетлинской, «Татьяна Тарханова» М. Жестева, «Чернозем» Г. Троеполь- ского, «Костер» К. Федина, «Лесная быль» В. Лавринайтиса, «Семь пар не­ чистых» В. Каверина и многие другие, в которых ощутим отсвет наших послед­ них событий. Да, неотвратим процесс социализации деревни, и основная масса крестьян в годы коллективизации пошла в колхозы. Это исторический факт, и он не подле­ жит сомнению. Но не подлежит теперь сомнению и тот факт, что «исторически необходимое» заслоняло подчас «кон­ кретно человеческое», и судьбы многих людей потому жестоко и нещадно лома­ лись без особенной на то нужды и цели. Трагедия семьи Игната Тарханова из романа М. Жестева «Татьяна Тархано­ ва» не случай в одном-единственном ме­ стечке огромной России. Их было мно­ го, таких случаев, потому что «мягко сформулированное «головокружение от успехов» не являлось порождением одних местечковых деятелей. М. Жестев по-но­ вому взглянул на события тех лет и по­ пытался нарисовать живую картину со­ вершившегося исторического процесса. Он в числе первых подметил, что тогда, к сожалению, не всегда делали, как вы­ ражается его герой, «ставку на челове­ ка»: «А хуже всего, что все чего-то тре­ буют, а объяснять, что к чему — не мо­ гут. То делаем ставку на технику, то на агрономию, то на организацию. Все это нужно. Но почему не делают ставку на человека, на землю?» Почему бы не объяснить, почему бы не делать ставки на человека — это во­ прос вопросов, заданный так прямо и резко, оттого что теперь взят решитель­ ный крен в эту сторону. В нашей про­ грамме записано: «Все для человека». И как только этот крен был взят — сразу стало ясно, в чем существенный прос­ чет тех времен, приведший к трагедиям множества семейств. Тархановы не погибли и не могли по­ гибнуть, потому что они-то и есть истин­ ные творцы жизни, но мы, совершенно очевидно, потеряли большого, умного, влюбленного в землю и в труд на ней хлебороба. И это значит, что мы немало потеряли, а главное — мы потеряли вре­ мя, которое потребовалось, чтобы Тар­ ханов стал тем, чем он стал уже не^как крестьянин, а как советский рабочий. Великолепным произведением о пред­ дверии войны следует назвать повесть В. Каверина «Семь пар нечистых». Эта коротенькая повесть необыкновенно ем­ кая по содержанию. В ней всему ве­ ришь, в ней все волнует. Она критична к этому недавнему нашему прошлому и одновременно преисполнена верой в си­ лу духа советского человека, способно­ го выстоять даже в тех невероятно сложных и трудных условиях. В этой маленькой, густо написанной повести В. Каверину лучше, чем в любом дру­ гом его произведении, удалось проник­ нуть в лабиринт причинно-следственных 11, «Сибирские огни» № 3.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2