Сибирские огни, 1963, № 3
допускал мысли о своей оторванности от людей настоящего и будущего, а ес ли нужно — только будущего, и пото му встал в ряд лучших ученых страны. Образ Крылова — большая! удача Д. Гранина В нем снова проступает то единство идеального и реального, кото рое мы уж е наблюдали во многих геро ях современной литературы. Глубокое философское осмысление ёсей обширной проблемы взаимоотноше ний человека и природы можно найти в романе С. Залыгина «Тропы Алтая». Этот роман не читается весь с захваты вающим интересом. В нем нет сквозного действия, возбуждающего и поддержива ющего наш интерес к событиям непос редственно. Это роман-размышление, размышление о том удивительном, что открывается человеку даже через про стое общение с природой, не говоря уже об активном ее восприятии — ее изу чении. В силу этого есть в романе герои, на пример, Рязанцев, которые не живут в нашем воображении как характеры, но берут нас за живое как выразители опре деленной системы взглядов. Следить за ходом размышлений того же Рязанцева интересно, не прислушиваться к его оригинальным и неожиданным обобще ниям — невозможно. Я не успеваю как- то ясно представить себе этого челове ка и полюбить его, как все мы любим в романе Онежку Коренкову, но его мыс ли о себе, о науке, о жизни, о других людях увлекают меня меткостью, тон костью наблюдений, богатством ассоци аций. Когда Рязанцев думает, что он об ладает «какой-то правотой своего суще ствования», когда он утверждает, что «эта правота» является «связью между ним и всем окружающим миром», когда ему показалось, что наряду с пятью чувствами у него «возникает шестое: предчувствие будущего» и что это ше стое чувство просто «обязано было» вос питать человеческое сознание, — все это великолепно и верностью своей, и не ожиданностью, и дерзостью. Верно, по тому что на самом деле в действенной обоюдной связи человека с приро дой — источник развития жизни, и дерз ко, потому что самой природе человек предъявляет жесткие требования. Че рез весь роман проходит мысль о необхо димости тонкого ощущения природы та кой, какова она есть, о необходимости предвидеть все последствия нашего вме шательства в ее непрерывное творчество, т. е. необходимости «предчувствовать бу дущее». Это очень острое «предчувствие будущего», необходимо рождающееся из отношений к природе социалистического общества, и составляет душу залыгин- ского романа. Изображенная в нем моло дежь — Онежка, Андрей Вершинин, Ло- парев — вся живет этим «предчувстви ем», и потому так привлекает к себе на ше внимание. Если мы вглядимся в этих героев и: только в тех, о которых я здесь успел сказать, то мы можем заметить, что все вместе они дают обогащение нашего эс тетического идеала, что они не повторя ют ранее пройденного, а развивают луч шие традиции советской литературы, они верно отражают нашу неспокойную эпоху и нашу дерзновенную устремлен ность в завтрашний коммунистический день. Наша текущая литература не без- геройна, надо только повнимательней приглядеться к ней. 4 Наша партия, намечая грандиозную программу построения коммунизма и обобщая все лучшее, что проделано на родом за годы Советской власти, под вергла критике многие, казалось бы, устоявшиеся явления в экономической и политической жизни страны. Прежде всего были подвергнуты критическому анализу сельскохозяйственные пробле мы, требовавшие, как выяснилось, не медленного вмешательства. Критически оценена господствовавшая система про свещения, что привело к перестройке всего народного образования. Критика в области архитектуры и методов строи тельства, критика всей действовавшей системы капиталовложений в этой обла сти привела к широчайшему размаху жилищного строительства по всей стра не. Критика культа личности Сталина, прозвучавшая впервые на XX съезде партии и нашедшая свое продолжение на XXII, потребовала существенного пе ресмотра многих сторон нашей жизни. Началась действительная децентрализа ция руководства, демократизация мно гих органов управления. Серьезно и ос новательно раскритикованы с новых по зиций отдельные устоявшиеся было тео ретические положения и истолкования значительного числа фактов нашей ис тории. Было бы наивно полагать, что провоз глашенные на последних съездах партии положения сразу бы реализовались как по мановению волшебной палочки. Де магоги, перестраховщики, всякого рода скептики и любители легкой жизни от этого сразу не исчезли. Началась и про должается идейная борьба, борьба ост рая, напряженная. Есть еще другая сторона этого же воп роса. Решительное и постоянное улуч шение действующей системы хозяйство вания совершается тоже с помощью кри тики того, что отжило и мешает нашему развитию. Никто не спорит, например, что успехи нашей социалистической ин дустрии велики, достижения ее изуми тельны, но, оказывается, не столь вели ки и изумительны, какие могли бы быть, если бы мы сумели оптимально исполь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2