Сибирские огни, 1963, № 3
увлеченным одной наукой людям. Но и эта мысль в достаточной степени не про яснена. А все вместе свидетельствует о противоречивости позиции молодого пи сателя в выражении эстетического идеа ла. В этом отношении точней и опреде ленней образ Крылова в романе Д. Гра нина «Иду на грозу». Крылову свойст венны 'Бйё'те, ставшие традиционными, черты ученого — рассеянность, сосредо точенность, выделяющая его. из круга «неученых», если хотите, чудачество, но в то же время — Д. Гранин на этом на стаивает — это есть наш современный советский человек. Писатель не стремит ся как-то особо выделить его из нашего «обычного» общества. Перед ним стоят те же трудности, что и перед любым другим человеком: ему надо найти свое место в жизни, надо решить тысячу бы товых вопросов, надо понять близких ему людей, определить свое отношение ко всему происходящему, надо что-то сделать, то главное, без чего, собствен но, жизнь сама по себе ненужна и неин тересна. Чтобы целиком понять «обычного» Крылова, необходимо сопоставить его с блестящим, сверкающим своим талантом Олегом Тулиным, другом Крылова. Ту лину все легко дается. Карьера? Он о ней и не думал — она «сделалась» сама собой, потому что он действительно не зауряден как ученый. Бытовые затруд нения? Он умел их легко ликвидировать или обходить. Сложности взаимоотноше ний в ученом мире? Помилуйте, у него прирожденный дар дипломата. Любовь? Он красив и остроумен, он постоянно пользовался успехом у женщин, но свя зывать себя надолго не хотел: женщины мешают работе, главному, для чего он живет. Работа? Она у него есть, люби мая, захватывающая, творческая. Тулин поражает нас своим! блеском, удачливо стью, неутомимостью и энергией, своей жизнерадостностью. Но произошло несчастье. Во время ри скованных испытаний погиб человек. На значена для расследования комиссия из числа главных противников Тулина, причем один из них — Логунов—карье рист, а не настоящий ученый, и сразу ж е обнаружился, полностью «обна жился» истинный Тулин с весьма невы соким моральным уровнем и идейно для борьбы не подготовленный. Именно идейная невооруженность и бесхребет ность сделали Тулина дряблым и подат ливым, сделали его беспринципным. За общее дело, за его сохранность и про должение выступал перед комиссией один Крылов, он бился до последней возможности, а его друг и начальник, руководитель работы, которую теперь закрывают, сидел ко всему безучастный, да еще шептал тому же Крылову: «Я знаю, что делаю, ты только портишь себе...» «Не портить себе!» — вот его девиз, этому он частенько учит и Крыло ва. А любимое дело? Что дело! — в кон це концов оно всегда для него было, ока зывается, с р е д с т в о м достижения ус пеха, а не целью само по себе. Кры лов, любивший Тулина за талант и удач ливость, друживший с ним много лет, с искренней болью спросил: « — Олег, что с тобой? Тулин долго не отвечал, потом спро сил с интересом: — Слушай, а зачем тебе все это надо? — То есть как так? — А вот так, — ожесточенно п о в т о рил Тулин. — Зачем? Чего ты стара ешься? —■- Так это же все несправедливо... И потом — дело. Мне самому интересно. — Ах, несправедливо, — подхватил Тулин. — Скажи на милость, какой пра ведник. А я не хочу... Хватит. Мы муча емся, у нас какие-то моральные пробле мы, а прибыль получает со всего этого кто? Агатов. Посмотри, как он взыграл на нашей аварии. И Логунов. У нас вы сокие цели, творческие мучения, мы жаждем помочь человечеству, а они де лают себе карьеру...» В этой последней дружеской стычке Тулин раскрылся во всем своем величии индивидуалиста. «А как же твоя мечта разрушить грозу, управлять грозой?» — спрашивает его Крылов. Тулин, не заду мываясь, отвечает: «Ты праведник, вот и добивайся. Только с твоим мораль ным кодексом ничего не добьешься. Ска жи 'мне, какой смысл быть хорошим, ес ли хорошие люди пропадают? Им всегда хуже. Вот ты следуешь своим мораль ным правилам, а что в результате? Чего ты добился? Только облегчаешь торже ство подонкам». Крылов не произносит обличающих монологов, он отвечает, что иначе он поступить ни в коем случае не может: «Р а з уж ты живешь, то живи челове ком, а не гусеницей. Не знаю, может быть, для себя надо быть хорошим, мо жет, для других. Я не отказываюсь бо роться, только я буду бороться честно, а если я сам буду подлость применять, тогда мне уже не с подлецами бороться, а за свое местечко среди них». Крылов не может поступить иначе, потому что это противно всем его убеждениям. Имен но убеждениям, идеям, которые для не го —■ не пустой звук. Они нужны ему не только тогда, когда выгодны лично, а всегда и особенно — если надо отсто ять правду. Крылов действительно круп ный ученый, потому что он крупный че ловек с определенным сложившимся ком мунистическим моральным кодексом, которым он в любых обстоятельствах не поступится ни на йоту. Тулин уверовал в себя как в исключение и оказался за урядным одиночкой, преуспевающим ин дивидуалистом. Крылов думал о себе как о рядовом ученом, неуклонно следо вал своим моральным принципам, не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2