Сибирские огни, 1963, № 3
ции угля и внедривших его в производст во, — это рассказ о настоящем трудо вом подвиге молодых ученых. Это побе да не только ума и характера, а прежде всего мировоззрения, победа иной, но вой духовной организации человека над силами, которые они в тот момент не по нимали. Важно отметить, что коммунизм для этих практически мыслящих людей не в единоборстве человека и природы, а в уверенном управлении подчинившей ся человеку стихией. Где-то далеко под землей бушует газ, готовый вырваться наружу, принести бедствия человеку, а ты, хозяин, направляешь его энергию туда, где она необходима. Эти произведения — своеобразный мостик к изображению ученых, живу щих сегодня рядом с нами. В связи с колоссальными успехами современной науки, где грань, отделяющая фантазию от реальности, стала чрезвычайно зыб кой, где господствуют непредставимые представления и «бытие» невидимых и неслышимых электронных частиц или невообразимо далеких анти миров зримо выражается только как ма тематические формулы, на ученого ста ли смотреть, пожалуй что, как на загад ку, как на феномен, которому доступно то, что недоступно простому смертному. Наше воображение, к нашему же удив лению, уже не поспевает за серией на растающих немыслимых и непостижи мых сразу открытий. Разговор о физи ках и лириках возник из этого удивле ния перед мощью современных ученых. Самое, однако, удивительное, что не которые ученые, особенно молодые, под хватили его и возвели, так сказать, в ранг больших и принципиальных совре менных вопросов. Между тем он не столь уж велик и, кстати, не нов. Спра ведливо выражая удивление перед тем, что сделали ученые и раньше и в пос леднее время, мы как-то отвыкли удив ляться тому, что Гомер продолжает до ставлять нам наслаждение и радость от крытий в постижении самого себя, что Гете и Бетховен, Пушкин и Толстой — это тоже «чудо природы», к сожалению, не сразу и не каждому доступное, как и чудеса квантовой механики. Но все это уже не поражает наше воображение, по тому, видимо, что в самом элементарном изложении дано в школьных учебниках и кажется легко доступным — стоит только протянуть руку. Я уже не гово рю о «чуде» из числа подобных чудес— о «Капитале» Маркса, потребовавшем от философа не меньшей ясности, точности и широты мышления, чем от любого со временного ученого, устремившегося в звездные миры. То, чему мы сегодня удивляемся — и хорошо, что мы не ут рачиваем этой способности! — завтра или через десятилетие станет достоянием школьных и прочих учебных программ. Открытия делают гении и таланты, пользуются же ими миллионы — так всегда было, так будет. Разница только в том, что пользоваться открытым когда- то каменным топором — одно, а пользо ваться кибернетической машиной — другое. Теперь от этих миллионов потре буется иная духовная культура. Самые удивительные открытия постигаются об ществом практически и во взаимосвязи со всем духовным богатством, накоплен ным человечеством. И странно было бы теперь эти обстоятельства не учиты вать. Поэтому, когда в рассказе И. Греко вой «За проходной» — очень талантли вом рассказе о современных ученых— всего чуть-чуть прозвучала нота об их исключительности в обычном мире на шего общества, то это чуть-чуть все-та ки режет ухо. В самом начале подчерк нуто: за обычной проходной вершатся необычайные дела. Зайдем, приглашает автор, в самую что ни на есть рядовую здесь десятую лабораторию. Ее шеф, по- прозвищу «Чиф», почти непостижим, «Мегатонна» — чудо природы, феномен, и даже «Просто Вовка» из нормального числа Вовок лаборатории совсем не про сто Вовка, а Вовка-золотые руки, хот» он не кандидат наук, как большинство, даже не инженер, он — техник. Един ственный человек из «обычного мира» — это корреспондент. Здесь он выглядит этаким растерявшимся дурачком, кото рый со страхом тычет пальчиком в ка кую-то уму непостижимую машину, за дает глупые вопросы и думает про себя: «Странные здесь какие-то люди». А уви дев не заполненную формулами страни цу с ее «отсюда», «но если», «то», и «следовательно», решил, что он сошел с ума. Хотя Вовка-критик, блистательно разыгравший этого недотепу, устыдил ся своего поступка и был осужден «со вестью лаборатории» — Зинкой («Ведь он тоже человек и не виноват, что ни когда не видел машин»), авторское отно шение к нему ясно с первого слова. Оно и в этом снисходительном «тоже чело век», и в самой развеселой сцене розы грыша, и особенно в той, где злополуч ный корреспондент с видимым наслаж дением пишет свою очередную пустую и шаблонную статейку. Он писал ее так же трафаретно, заучено и гладко, как не думая выделывают па в однажды усвоен ном танце. Пусть не подумают, что я хочу оби деться на автора за злую карикатуру на корреспондента — она для литературы не новость. Суть в том, что в создавшей ся ситуации рассказа корреспондент, не зависимо от воли автора, выполняет, так сказать, функцию обыкновенного смерт ного, не посвященного в таинства науки и оттеняющего в данном случае необыч ность людей обычной в ученом мире ла боратории. Здесь автор не учитывает такую «мелочь», как способность обра за обобщать явления. Ведь в значитель ной степени через этого корреспонден
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2