Сибирские огни, 1963, № 3

жизнь о н отдал этой ни с чем не сравни­ мой головокружительной и радостной борьбе. И вдруг такой конец!» Я выписываю это затем, чтобы пока­ зать: Алексей Гарри сумел проникнуть во внутренний мир своего героя, выя­ вить его индивидуальные человеческие черты, рассмотреть за ними большое, непреходящее, типическое. Рассказ о жизни Чернышева — это рассказ о со­ зревании советского ученого. Не все со­ путствующие характеры выписаны с той же обстоятельностью1, что и Чернышев, нешироко взял писатель жизнь нашего общества, далеко не все существенные ее грани нашли отражение в его рома­ не, но своеобразие характера советского ученого, своеобразие его мировоззрения, особенности его отношений к миру, к природе, к людям верно подмечены пи­ сателем и воспроизведены с убеждаю­ щей нас художественной достовер­ ностью. Подлинные ученые всего мира умеют работать и отдавать все избранной им науке. Но признавать партийность науки и быть партийным в ней— это дается да­ леко не каждому. Ценность романа А. Гарри в том и состоит, что все свои усилия художника он сосредоточил на раскрытии этой особенности в поведе­ нии и мироощущении советского уче­ ного. Не сразу и не безболезненно после медицинского приговора решил Черны­ шев, как ему быть. Но решил твердо: скрыть от всех свой недуг и работать до последнего вздоха, чтоб завершить нача­ тое. Он составил программу, каждый пункт которой даже в нормальных усло­ виях потребовал бы не менее года, а у него на все пять, самых главных, кото­ рые без него не сделают, остались счи­ танные месяцы. И он начал неуклонно ее выполнять. Это было мужество, стой­ кость и самоотверженность бойца, изну­ рительно долго, мучительно тяжело от­ стаивающего доверенные ему рубежи. Создавались консилиумы врачей, пред­ писывались лечения, проводились успо­ коительные собеседования (родные и ле­ чащие врачи не подозревали, что он все о себе знает). Сначала у него отнимает­ ся нога, потом — другая, затем рука, но он не прекращал работы. Однажды при­ слушиваясь к биению собственного серд­ ца и чувствуя, что э т о начинается, он подумал: «Как хорошо, что паралич прогрессирует снизу вверх, идет от ног: пока доберется до головы да еще такими темпами — многое можно успеть сде- .лать!» „ «Как хорошо» — о параличе? Такое мог сказать только человек с крупным характером. Мы невольно прислушива­ емся к тому, что и как он делает. Нас уже не могут не захватить драматизм, напряженность положения, трагический исход борьбы. Ценнейшие работы Чернышева завер­ шаются одна за другой. «В Академии только диву давались: эк его прорвало, однако! Всю жизнь Чернышев работал, как вол, это было давно известно. Но теперь! Видимо, накопилось у него за го­ ды войны много разных мыслей, ну вот теперь и прорвало». А он умирал и де­ лал все из последних сил, держась од­ ним душевным порывом: закончить! Он считал себя не вправе хотя бы немного приостановиться. Самое же характерное и волнующее, что из всех первоочеред­ ных дел, которые он пожелал осущест­ вить перед своим концом, — это, во-пер­ вых, теоретическая статья «К вопросу о философском значении теории электрон­ ного строения вещества» и это, во-вто­ рых, вступление в Коммунистическую партию. Ученый хотел быть в этом важ­ нейшем вопросе, как всегда, логичным и последовательным. При этом он отлич­ но понимал, для чего он, прожив свои почти шестьдесят лет беспартийным, умирая, все-таки вступил в партийные ряды. Он думал о будущем, о тех школь­ никах, которые приглашали его на заня­ тия химического кружка. Отныне всем опытом своей жизни он жаждал дока­ зать: науки беспартийной не существу­ ет! Образ Чернышева волнует читателей. Он заставляет нас сопоставлять явле­ ния, сравнивать, размышлять. Чернышев — ученый сороковых-пятидесятых го­ дов, и подумать над тем, что в те годы было главным, невредно, особенно для тех, кто считает наше недавнее прошлое — лишь этаким серым пятном. Нельзя забывать, что наше общество было уже социалистическим и, несмотря на все препоны, все в нем развивалось по этим социалистическим законам. В романе В. Кетлинской «Иначе жить не стоит» рассказана суровая правда о том черном и вредоносном, что непосред­ ственно было связано с распространив­ шимся культом личности Сталина. Пока что роман В. Кетлинской — наиболее значительное произведение, посвящен­ ное этим проблемам. Значительно оно тем, что, помимо многих тяжелых сцен и картин, вызывающих наше законное негодование деяниями культовиков, стремится запечатлеть историческую значимость народа, трудом своим создав­ шего Светлострои — первые крупные электростанции, новые города. По-мо­ ему, весь пафос романа — в раскрытии красоты души советского человека,^ для которого самый тяжелый и самый ри­ скованный труд стал праздником, «не средством к жизни, а самой жизнью». Мы воочию видим, как простые люди, разбуженные революцией, воспитанные советским государством, осуществляли коренные задачи, стоявшие тогда перед страной. Весь не лишенный горечи рас­ сказ о Пальке Светове и его друзьях, независимо от кого бы то ни было от­ крывших принцип подземной газифика­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2