Сибирские огни, 1963, № 3
жизнь о н отдал этой ни с чем не сравни мой головокружительной и радостной борьбе. И вдруг такой конец!» Я выписываю это затем, чтобы пока зать: Алексей Гарри сумел проникнуть во внутренний мир своего героя, выя вить его индивидуальные человеческие черты, рассмотреть за ними большое, непреходящее, типическое. Рассказ о жизни Чернышева — это рассказ о со зревании советского ученого. Не все со путствующие характеры выписаны с той же обстоятельностью1, что и Чернышев, нешироко взял писатель жизнь нашего общества, далеко не все существенные ее грани нашли отражение в его рома не, но своеобразие характера советского ученого, своеобразие его мировоззрения, особенности его отношений к миру, к природе, к людям верно подмечены пи сателем и воспроизведены с убеждаю щей нас художественной достовер ностью. Подлинные ученые всего мира умеют работать и отдавать все избранной им науке. Но признавать партийность науки и быть партийным в ней— это дается да леко не каждому. Ценность романа А. Гарри в том и состоит, что все свои усилия художника он сосредоточил на раскрытии этой особенности в поведе нии и мироощущении советского уче ного. Не сразу и не безболезненно после медицинского приговора решил Черны шев, как ему быть. Но решил твердо: скрыть от всех свой недуг и работать до последнего вздоха, чтоб завершить нача тое. Он составил программу, каждый пункт которой даже в нормальных усло виях потребовал бы не менее года, а у него на все пять, самых главных, кото рые без него не сделают, остались счи танные месяцы. И он начал неуклонно ее выполнять. Это было мужество, стой кость и самоотверженность бойца, изну рительно долго, мучительно тяжело от стаивающего доверенные ему рубежи. Создавались консилиумы врачей, пред писывались лечения, проводились успо коительные собеседования (родные и ле чащие врачи не подозревали, что он все о себе знает). Сначала у него отнимает ся нога, потом — другая, затем рука, но он не прекращал работы. Однажды при слушиваясь к биению собственного серд ца и чувствуя, что э т о начинается, он подумал: «Как хорошо, что паралич прогрессирует снизу вверх, идет от ног: пока доберется до головы да еще такими темпами — многое можно успеть сде- .лать!» „ «Как хорошо» — о параличе? Такое мог сказать только человек с крупным характером. Мы невольно прислушива емся к тому, что и как он делает. Нас уже не могут не захватить драматизм, напряженность положения, трагический исход борьбы. Ценнейшие работы Чернышева завер шаются одна за другой. «В Академии только диву давались: эк его прорвало, однако! Всю жизнь Чернышев работал, как вол, это было давно известно. Но теперь! Видимо, накопилось у него за го ды войны много разных мыслей, ну вот теперь и прорвало». А он умирал и де лал все из последних сил, держась од ним душевным порывом: закончить! Он считал себя не вправе хотя бы немного приостановиться. Самое же характерное и волнующее, что из всех первоочеред ных дел, которые он пожелал осущест вить перед своим концом, — это, во-пер вых, теоретическая статья «К вопросу о философском значении теории электрон ного строения вещества» и это, во-вто рых, вступление в Коммунистическую партию. Ученый хотел быть в этом важ нейшем вопросе, как всегда, логичным и последовательным. При этом он отлич но понимал, для чего он, прожив свои почти шестьдесят лет беспартийным, умирая, все-таки вступил в партийные ряды. Он думал о будущем, о тех школь никах, которые приглашали его на заня тия химического кружка. Отныне всем опытом своей жизни он жаждал дока зать: науки беспартийной не существу ет! Образ Чернышева волнует читателей. Он заставляет нас сопоставлять явле ния, сравнивать, размышлять. Чернышев — ученый сороковых-пятидесятых го дов, и подумать над тем, что в те годы было главным, невредно, особенно для тех, кто считает наше недавнее прошлое — лишь этаким серым пятном. Нельзя забывать, что наше общество было уже социалистическим и, несмотря на все препоны, все в нем развивалось по этим социалистическим законам. В романе В. Кетлинской «Иначе жить не стоит» рассказана суровая правда о том черном и вредоносном, что непосред ственно было связано с распространив шимся культом личности Сталина. Пока что роман В. Кетлинской — наиболее значительное произведение, посвящен ное этим проблемам. Значительно оно тем, что, помимо многих тяжелых сцен и картин, вызывающих наше законное негодование деяниями культовиков, стремится запечатлеть историческую значимость народа, трудом своим создав шего Светлострои — первые крупные электростанции, новые города. По-мо ему, весь пафос романа — в раскрытии красоты души советского человека,^ для которого самый тяжелый и самый ри скованный труд стал праздником, «не средством к жизни, а самой жизнью». Мы воочию видим, как простые люди, разбуженные революцией, воспитанные советским государством, осуществляли коренные задачи, стоявшие тогда перед страной. Весь не лишенный горечи рас сказ о Пальке Светове и его друзьях, независимо от кого бы то ни было от крывших принцип подземной газифика
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2