Сибирские огни, 1963, № 3
//. ЯНОВСКИЙ С ВЕКОМ НАРАВНЕ (Основные тенденции развития современной русской прозы) 3 Положительный герой современности широко и своеобразно раскрывается в настоящее время в произведениях, посвя щенных так или иначе теме — человек и природа. Человек—сам продукт природы, и по тому связан с нею органично и много образно. А с тех пор, как он стал осозна вать себя, он еще оказался и творцом «второй природы». Грубо говоря, чело век связан с природой непрерывно — тогда, когда он постигает ее законы, когда преобразует ее и тогда, когда он ею любуется. Самое примечательное, что каждая из этих форм «общения» не живет обособленно в химически чистом виде. Любование ведь есть продукт по стижения. И если конкретный человек т о л ь к о любуется природой — это зна чит, что он успел у с в о и т ь постигну тое и в процессе усвоения, познания ро дилась способность любоваться. И т. д. и т. п. Как бы ни были многообразны связи человека с природой, они в конеч ном счете сводятся к этому единству по знания, воздействия и любования. Но есть еще другая сторона «взаимо отношений» природы и человека. Какие бы формы общения человека с природой мы ни называли, как бы тонко их ни классифицировали, все ж е должны при знать, что любая из них несет на себе одну общую для всех печать — соци альность, ибо человек не существует сам по себе вне общества. Так называ емая борьба "еловека с природой всегда определенным образом целенаправлена. Окончание. Начало см . «Сибирские огни» № 2 с г. И даже когда Человек и Природа стал киваются один на один, то побеждает или погибает не просто человек, а то. что за ним стоит. Естественно, что в та ких случаях важно знать, как погибает человек или как он побеждает. Гибель человека в единоборстве со слепой сти хией природы не всегда его поражение. Тут социальное проявляется со всей очевидностью. Знаменитая фраза— «За шестидесятой параллелью человеческие законы бессильны» — родилась не из реального взаимодействия суровой при роды и человека, а из индивидуалисти ческого характера общества, воспитав шего человека, который способен легко расстаться с человеческим в себе за ше стидесятой параллелью. Но единоборство человека с природой — явление не столь уж частое. Робинзо нада скорее всего исключение, как, ска жем, исключение — единоборство с оке аном четырех отважных советских сол дат. Чаще всего и обычнее оно прояв ляется в открытии новых ее закономер ностей, в открытии ее тайн, в умении че ловека поставить их на службу общест ву, классу, государству, Родине. Человечество, разделенное на антаго нистические классы, поставлено в невы годные условия по отношению к приро де. давно уже со всей очевидностью об наружилось, что общество, раздираемое классовыми противоречиями, мешает развитию науки о природе. Только со циализм, как свидетельствует опыт на шей страны, позволяет человечеству полнее овладеть ее дарами и благами, обуздать ее стихийно действующие си лы. Больше того, без этого «обуздания» природы, без овладения ее тайнами ком мунизм вряд ли осуществим. В наши дни ленинская формула — «коммунизм —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2