Сибирские огни, 1963, № 3
льш деятелем, прорывался сквозь плот ное окружение китайских, корейских, да же филиппинских гостей, чтобы погово рить с колоссально занятым Лозовским. Так началась литературная деятель ность Дмитрия Нагишкина. Но не только литературная. Он хранил признатель ность и тому, самому первому своему заработку, который принесло ему дру гое перо —- перо художника-графика. Так сказать, «двояковооруженным» во шел он в творческую свою жизнь. Спер ва во Владивостоке, потом — в Хабаров ске, в «Тихоокеанской звезде» одновре менно с его литературными произведе ниями разного масштаба появлялись и художнические работы, притом все вре мя — по «восходящей линии». Мастер ство его совершенствовалось одновремен но и параллельно. Вот он уже иллюстрирует сам свои собственные литературные вещи — его иллюстрации к «Амурским сказкам» сто ят на уровне самой высококвалифициро ванной графики, перепечатываются в за граничных изданиях — в них находят об щее с манерой прославленного Г. Доре, но с привнесением своеобразного восточ ного колорита. А тем временем писа тель-художник, в абсолютном смысле этих слов, готовит такое монументальное ■свое произведение, как «Сердце Бониву- ра»! Грешен, поскольку пути наши разо шлись еще в начале тридцатых годов,— я, прочитав «Сердце Бонивура», даже не смог сразу связать эту замечатель ную книжищу с обликом того хрупкого, русоволосого паренька, которого вводил когда-то на страницы прессы... Мы встретились, когда он уже был широко известным, признанным ма стером литературы! Обнялись и вспом нили былое... Он довольно сильно изменился внеш не, стал плотней, даже как будто выше ростом, но сохранилась и улыбка с при- щуркой и очень характерная пылкая мяг кость речи, и многое другое, что когда- то запечатлела память... Он уже был на высоком счету как яр кий, самобытный писатель, широкого и звучного диапазона — от великолепно воссозданных нанайско-удэгейских ска зок (изумительно, идеально олитерату ренный фольклор!) до такой могучей, словно из гранита высеченной книги, как «Сердце Бонивура». Переезд с Дальнего Востока в Ригу дал Д. Нагишкину новые темы. Но, рабо тая над ними, писатель сумел осущест вить и свой давний замысел научно-ис следовательского характера: он написал и опубликовал замечательное исследова ние «Сказка и Жизнь» — об извечной и постоянной взаимосвязи между творче ством сказочников и голосом реальной жизни. Последняя книга, которую он подарил мне, была «Город Золотого Петушка». В ней Дима-Митя предпринял опыт свое образной автобиографической и авто портретной живописи, а кроме того, ин тереснейшего психологического анализа детской души, детской мысли. Мальчик впитывает в себя океан новых впечатле ний, нахлынувших на него при переезде в совершенно новый для него край. Да и для отца этот край нов и тоже полон очарования. Вот такому, совместному с ребенком, «освоению» новой, невидан ной еще жизни, обстановки, природы, быта людей как раз и посвящен томик «Золотого Петушка» (эмблема на древ ней ратуше Риги). Книга эта не успела еще приобрести такой же широкой известности, как пре дыдущие творения Д. Нагишкина, когда нелепая смерть на железнодорожных путях безвременно оборвала жизнь боль шого писателя. Но новая книга его, несомненно, завоюет признание у читате лей страны, от Риги, где она писалась, до Владивостока, где делал Д. Нагишкин свои первые литературные шаги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2