Сибирские огни, 1963, № 3
На старинных картах Ершовский порог называется Шаманским. Каменными зубами отделяет он Толстый мыс от Братска. Дальше по воде пути нет. У левого берега Ангара будто переливается через камни, а у правого мчит с бешеной ско ростью по узкой щели — руслу. Ершовский порог считается непроходимым. Десятки смельчаков поплати лись жизнями за попытку померяться в этом месте силами с Ангарой. «Шаман требует жертв!» — более всерьез, чем в шутку, говорят старожилы этих мест. У Ершовских порогов есть своя, небезынтересная история. В последнем десятилетии прошлого века люди пытались подчинить Шаман. Водный путь по Ангаре стал нужен в связи со строительством железной дороги. Почти пять лет рабочие и инженеры расчищали взрывами фарватер реки на по рогах. В 1894 году царское правительство приобрело два туэрных парохода (так называются суда, которые передвигаются при помощи цепей, проложенных по дну реки). По Енисею и Ангаре их подняли к Шаманскому порогу. Но при пер вой же проводке пароход «Св. Иннокентий» оборвал цепь и затонул. В 1897 году в Англии были закуплены пароходы другой конструкции и более прочные цепи. Один рейс был сделан удачно. Пароход «Первый» с грузом рельсов дошел до Ир кутска. Но при второй попытке лопнула и английская цепь. Вскоре Великий Си бирский рельсовый путь подошел к Иркутску, и судоходство в этой части Анга ры прекратилось. До сих пор в судовом ходу Шаман-порога километровыми зме ями лежат ржавые цепи. Когда в малую воду порог оголяется, концы их хорошо видны. Звенья цепи выкованы из добротной стали, толщиной в палец. И до сих лор все грузы перевозятся через порог посуху. Самые отчаянные местные лоцма ны рискуют только спускаться по его жерлу, а вверх не поднимался никто. Но нынешним летом жители деревни Ершово стали свидетелями одного ис ключительного события. Снизу в порог вошли два судна — теплоход «Баклан» и самоходная баржа «Оредеж» и стали медленно подниматься по его жерлу. У ост рова Ушканик Шаман обрушил на суда чудовищную волну — «селезень». Брызги летели от носа до клотика. Но теплоходы уверенно шли вперед. Вот с правого борта остались Боярские ворота, наконец, за кормой остров Тунгусский — порог пройден! Люди покорили Шаман, развеяв миф о неприступности этого -каменного страшилища. Это были суда гидрографической экспедиции Ленинградского проектного института «Гилроречтранс». Выясняя возможность временного судоходства от Братска до Усть-Илимской ГЭС, научные работники составили точнейшую карту фарватера Ангары и практически подтвердили свой вывод, поднявшись по Ер- шовскому порогу. Для этого потребовалось три года. Сплошной промер фарвате ра осуществлялся с помощью новейших радиометрических приборов. Мне уда лось побывать на судах и ознакомиться с работой экспедиции. Если излагать технологию упрощенно, то глубины промеряются так: две радиоустановки пере двигаются по берегам, третья с эхолотом на «пароме-самолете» курсирует меж- . ду ними. На основе точных пеленгов определяются точки фарватера и глубины на них. Фактически же приборов так много, что ими загружены все жилые поме щения, и специалисты денно и нощно копаются в них. К этому еще нужно доба вить почти ежедневные купания не по собственной воле и заплывы на довольно дальние расстояния в холодной ангарской воде. О таком случае я хочу рассказать. На одной из лодок бревном-топляком выломало подвесной мотор. Гидрографы взяли трал и отправились искать его. Но Шаман не хотел возвращать жертву. Не прошло и пяти минут, как перевер нулась вторая лодка. Отделавшись синяками, люди выбрались на берег. Р а зв е сили одежду и прилегли на горячих камнях. Проснулись они от холодных поры вов ветра. Ни брюк, ни рубах на берегу не оказалось. — Шаман взял! — засмеялся кто-то. Через порог Долгий (Дубынинский) вниз по реке шли баржи с экскаваторами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2