Сибирские огни, 1963, № 2

Анатолий СОБОЛЕВ С Л Е Д С Т А К АНА Р а с с к а з Историю эту, в детстве слышанную от отца, вспомнил я в иркутском художественном музее. Попал я туда случайно. Долго ходил по залам, втайне удивляясь* что вижу подлинники знаменитых художников. Туман морских пейзажей Айвазовского; оборванная, с пустою сумой «Нищая» Репина; полный воздуха и голубых далей «Перелесок» Шишки­ на; «Христос и грешница» Поленова сменялись такими полотнами, как «Северная весна» Ромадина с ее неяркими красками или осязаемо холод­ ный «Байкал» Нисского. Я уже думал, что осмотрел все, когда попал в зал художников эпохи Возрождения. Среди изумительных по мастерству исполнения копий Р а ­ фаэля, Рубенса, Мурильо, Ван-Дейка были и подлинники Карло Дольчи, Пуссена и неизвестных художников. Перед картиной Пуссена «Избрание апостолов» я задержался. Н а­ звание было знакомо, хотя раньше никогда не видел этого полотна. Какие- то смутные воспоминания вдруг потревожили меня. Разглядывая босые фигуры в непривычных для глаза одеяниях, старинные темные краски картины, я пытался вспомнить: где, когда слышал о ней? Пытался — и не мог... Собрался уже уходить, когда вздумал напиться из графина, что сто­ ял на тумбочке у дверей. Подняв стакан, я увидел его мокрый след на салфетке... и все в моей памяти встало на место. Я почти бегом бросился назад, к картине. «Неужели это та самая?!» Внимательно я оглядел картину и нашел то, что искал: на правой руке Христа был виден вдавленный след стакана. Она!.. * * * ...Двадцатый год. Жали, корежили землю сибирские морозы. Пушечной канонадой ло­ пался на Ангаре лед. В белесой утренней мгле вставало холодное солнце... В начале февраля к Иркутску прорвалась сильная группировка гене­ рала Войцеховского. Генерал предъявил губревкому ультиматум: выдать Колчака, золото и пропустить белогвардейские части в Забайкалье. (Ге-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2