Сибирские огни, 1963, № 2
нографией о его пьесах — Н. Зайцева «Драматургия Всеволода Иванова»1. До работы Н. Зайцева было опубликовано несколько статей, которые не могли дать всестороннего анализа пьес Всево лода Иванова, но которые подготовили появление этой книги. Первая ее глава содержит общий очерк творчества Иванова, охватывая период с 1915 по 1927 год. Проза этих лет в основном оценивается верно, но слишком уж бегло. И хотя первая глава написана после ряда статей о раннем творчестве Вс. Иванова (М. Щеглов, В. Баранов, Л. Иванова), в ней встреча ются досадные неточности. Первые рассказы Вс. Иванова были напечатаны в 1915 г. в петропавловской газете «Приишимье», — пишет Н. Зай цев. В действительности они появились в Курганской «Народной газете». Пере числяя членов кружка «Серапионовы братья», автор почему-то называет имя М. Э. Козакова, который никогда не был серапионовцем. Автор верно говорит об особой пози ции Вс. Иванова среди серапионов. («Он все-таки нам чужой», — говорил про не го Лунц.), а затем настойчиво повторяет о «рецидивах серапионовских устано вок». Вполне закономерно в центре внима ния исследователя находится пьеса «Бронепоезд 14-69». Здесь несомненной заслугой Н. Зайцева следует признать отказ от ошибочного мнения, разделяе мого некоторыми критиками, будто бы Вс. Иванов сделал хорошую пьесу из плохой повести того же названия. Фак ты, приводимые исследователем, говорят о другом. При этом надо помнить, что пи сатель создал не просто инсценировку, а полноценную пьесу, которая вошла в сокровищницу советской литературы и оставила глубокий след в истории те атра. В анализе «Бронепоезда» самым ценным является ТО, что автор рассмат ривает образы пьесы конкретно-истори- чески, сравнивая их с героями других писателей. Интересны сопоставления Вершинина с Чапаевым, Пеклеванова с Левинсоном, Незеласова и Обаба с обра зами врагов из пьесы М. Булгакова «Дни Турбиных». Обращает на себя вни мание следующий вывод автора: «По ма стерству живописания языка массы с «Бронепоездом» мог соперничать, пожа 1 Н. З а й ц е в . Драматургия Всеволода И ва нова. Изд. «Искусство», Л .—М. 1962 I. луй, лишь «Железный поток» А. С. Се рафимовича. Языковые приемы Вс. Ива нова были затем по-своему плодотворно применены в произведениях драматур гов последующего поколения — В. В. Вишневского, Н. Ф. Погодина». Н. Зай цев собрал интересные сведения о много численных постановках «Бронепоезда» как у нас в СССР, так и за рубежом. В главе «Продолжение темы» автор разбирает остальные пьесы, посвящен ные гражданской войне. Здесь он, прежде всего, рассматривает «Блокаду», раскрывает ее сильные и слабые сторо ны, подчеркивает, что привлекало в пье се мхатовцев, в частности, В. И. Качало ва, который исполнял роль Артема Аладьина. Н. Зайцев решительно зая вил, что при всех недостатках первая редакция «Блокады» была по-настояще му оригинальной пьесой, в то время как ее второй вариант оказался значительно слабее. В настоящее время Вс. Иванов готовит переиздание второго варианта пьесы. Из книги Н. Зайцева читатель выно сит впечатление об идейно-тематическом разнообразии драматургии Вс. Иванова. Лучшие его пьесы написаны на матери але гражданской войны, но он создавал их как на современные, так и на истори ческие темы, обращаясь к различным эпохам родной страны. Из целого ряда пьес на темы современности исследова тель справедливо, выделил «Защиту «Кабиля» («Компромисс Наиб-хана»), в свое время поставленную театром Крас ной Армии. Свою работу автор заключает не сколькими страницами, на которых в са мой общей форме сказано о принципах драматургии Вс. Иванова. Разумеется, такое беглое перечисление основных по ложений, высказанных раньше, не мо жет удовлетворить взыскательного чита теля, тем более специалиста. Между тем пьесы Вс. Иванова с их удачами и промахами дают благодарнейший мате риал для важных теоретических обоб щений. Подобное упущение вызывает досаду еще и потому, что в монографии есть ценные наблюдения и мысли. Ка« видим, работа Н. Зайцева не ли шена недостатков, но, будучи первым большим исследованием о драматургии выдающегося советского писателя, она представляет определенную ценность. Тем же, кто пожелает что-то дополни тельно узнать о драматурге — к их ус лугам хорошо составленная библиогра фия, помещенная в конце книги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2