Сибирские огни, 1963, № 2
терзает совесть старика Ковригина па мятью давнего преступления. Сильная личность, отставшая от жиз ни, оторвавшаяся от масс и поэтому тер пящая крах, уже довольно широко пред ставлена в литературе наших дней. Лав- ринайтис же подметил в жизни такую разновидность характера руководителя, порожденного временами культа, кото рая, насколько нам известно, еще не ис следовалась. Своеобразие характера Ни китина заключается в самотерзании, в драматическом борении между гордыней зазнавшегося руководителя и совестью коммуниста, живущего для народа. Без упречно честный, страстный, влюблен ный в свое дело, он тяготится разрывом с лучшим другом, отчужденностью ра бочих, но гордыня держит его в своих цепких лапах и толкает его против того, что он ценит и любит. Конфликт Никитина с Громовым—это конфликт различных тенденций в жизни накануне XX съезда партии. Громов не сет в себе ту же страсть, силу, желание давать стране больше леса, что и Ники тин. Но его огромное преимущество, по мимо технической образованности, в том, что он свободен от честолюбия, от стремления поставить себя над коллекти вом. Громовы — воплощение тех сил, которые вскоре после описываемых в ро мане событий встряхнули жизнь и созда ли в стране обстановку, благоприятную для расцвета инициативы масс. К Гро мову постоянно испытываешь нечто боль шее, чем простое уважение. Есть в нем что-то могучее, что позволяло ему стать фигурой монументальной. Но ею Громов не стал. А так произошло отто го, что острого конфликта между цент ральными героями, в силу своеобразия их характеров, не возникало. Громов по- сыновьи любил Никитина. Никитин в ду ше уважал Громова. Автор поставил Громова в такие жизненные обстоятель ства, в каких его внутренняя мощь по- настоящему раскрыться не смогла. Гро мов—человек нового времени. И Ники тины при всех их заслугах должны бы ли уступить место молодым силам. Но в отличие от Борзовых, Вальганов, Арта моновых Никитин сделал это сознатель но, сделал это сам. Другая сюжетная линия связана с судьбами бывших кулаков Игната Ков ригина и Амоса Григорьева, которые в 1929 году совершили зверское преступ ление и теперь расплачиваются за него. История жизни Ковригина со времен раскулачивания — это правдивая и волнующая история высвобождения че ловека из-под страшной силы собствен ности. На ней ощущаешь силу нашего гуманизма, целшельную силу коллек тивного труда, перековавшего многих закоренелых собственников. Но В. Лавринайтис свободен от иллю зий. Степень возможности преображения зверя в человека он ставит в зависимость от того, насколько глубоко в душу инди вида проник микроб собственности. И ес ли Ковригин, будучи кулаком, нет-нет да и испытывал угрызения совести при виде им же обездоленных людей, то в душе Григорьева золотолапый микроб начисто выгрыз человеческое. Схватка Ковригина и Григорьева — один из са мых драматических моментов в романе — изображена ярко и сильно. Схвати лись две психологии, две непримиримые враждебные силы. В результате гибнет Ковригин. Рушится счастье Громова и Татьяны, принеся горе всем, кто их лю бит. Найдутся, пожалуй, критики, которые будут обвинять писателя за такой финал романа, ссылаться при этом на наше, гу манное время, когда дети не отвечают за грехи отцов. Это — верно, не отвечают, но грехи эти не проходят бесследно. Об этом нельзя забывать. И счастье наше не в том, что у нас не может быть траге дий подобного рода, а в том, что они не способны убить в людях активного отно шения к жизни, неистребимой тяги к счастью. Роман читается со все возрастающим интересом. Интерес тот вытекает из ост роты и драматичности жизненных ситуа ций, из сложности взаимоотношений ге роев. Но писателю этого кажется мало. Стремление «завинтить» повествование покрепче приводит его иногда к созда нию излишних усложнений и неясностей. Не ясно, от кого Татьяна получает зага дочное письмо, содержание которого тщательно скрывает. Не ясно, почему Колтакову нужно, чтобы тракторист Су дариков непременно уехал из поселка. И вообще Колтакову (образ его дан рель ефно, пластично) в романе отведено не померно много места. Роль его в событи ях раздута. Плохо верится, что даже ловкому негодяю удавалось долго пря тать концы своих преступлений в посел ке, где «жителей вместе с ребятишка ми едва наберется сто человек». Вся эта затянувшаяся на весь роман история с махинациями Колтакова и их разоблачением отдает детективом. Само по себе это было бы не плохо, если бы отвечало требованиям хорошего детек тива — раскрывало бдительность, сме калку и стойкость честных людей в ра зоблачении преступника. А в рассматри ваемом романе и этого нет. Слишком без вольны и трусливы жертвы Колтакова, слишком недогадливы и нерешительны его преследователи Громов и Скворцов. Автор чрезмерно увлекся фабульными хитросплетениями. Роман написан неровно. Наряду со сценами сильными и яркими (починка Громовым трактора, его разговор с Кол- таковым накануне бегства последнего из поселка, жизнь Ковригина до раскула чивания, история его перерождения и схватка с Григорьевым и другие) немало мест невыразительных, разбавленных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2