Сибирские огни, 1963, № 2
Сергей Царев остался в тайге и едва не замерз, если бы случайно на него не наткнулся некий молодой человек по имени Николай Петрович и не выволок к жилому месту в страшенную пургу, через силу, самоотверженно. Но врача в месте чке нет, его надо вызвать из районной больницы, пурга между тем метет и ме тет, конца ей не видно, а спасенному парню — Сергею — все хуже и хуже. ' В. Максимов лаконичен. Повесть со стоит из крохотных главок, из которых мы узнаем и о том, что сейчас происхо дит с умирающим Сергеем, и о том, что пережил он когда-то и теперь припоми нает, словно в бреду, но достаточно от четливо и ясно. Сергей очнулся от забытья и слышит: «— Помрет без Ивана Антоныча. У него воспалительный процесс. Только и держится на снотворном. А то бы кри ком кричал. — Тащил его, тащил, а он возьмет и помрет. Так-то, брат Николай, сын Петра. Село — народу, а будем смот реть спокойно, как человек на наших глазах помирает... Я усмехаюсь. Ишь, желторотый стра ус! Гуманистическую платформу под са молюбие подводит. Сам, конечно, не пойдет — «организует народ». И будет сидеть здесь, девку щупать... Знал бы ты, парень, кого спасал, за сорок верст то место обогнул бы! Я скашиваю взгляд в сторону коридо ра. Парень стоит, прислонившись к сте не плечом. Он высок, патловат, у него безвольный плоский подбородок... — Поговорю с ребятами. Побоятся— один пойду. Галя встрепенулась, забеспокоилась: — Коленька, бога ради, не сходи с ума! Кто же в такую непогодь тайгой ходит! — Не по-людски рассуждаешь, од нако. Человек умирает, понимаешь. Парень явно агитирует не девку, -— думает Сергей, — а собственный страх...» А Николай все-таки идет, идет один потому, что «так надо», потому, что «больше некому», потому, видимо, что ребята побоялись. И Сергей, услы шав это, почувствовал острую обиду. На что, на кого? На себя и на тех, кто лишил его та кой же веры в святость человечности, какой владеют и «с безвольным под бородком» Николай, и его пугливая не веста Галя, и многие другие, как Семен Семенович, который отдал жизнь за по пытку достать тому же Сергею глоток воды, когда он, изнемогая от малярии, просил: «Пить, пить, пить» (они вместе с ним шли в колонне пленных, и немцы расстреливали всякого отставшего, осла бевшего или нарушившего дисциплину). Получилось, что этого отщепенца, по ставившего себя или поставленного та ким, как бандит Альберт Иваныч, вне общества, спасают то от лагерей, то от плена, то от смерти. Ему каждый раз кто-нибудь дарит жизнь, и он понимает, наконец, глубину своей неприкаянности, своей обиды, своего отчаяния. До того дня, как он увидел, вернее угадал, кого везут на санях мертвым, он не знал это го могучего чувства — человечности, не знал и не хотел знать, что оно суще ствует. Николай погиб, продираясь сквозь пургу в районный центр, а врач, тоже рискуя, приехал, разминувшись где-то с Николаем: тайга ведь не Иркут ский проспект! Сергей был спасен и на этот раз, но спасена была не просто его жизнь, он был спасен и как человек. Он все пережил и теперь поверил в высокое предназначение человека — служить человеческому в себе. В центре внимания читателя явный «антигерой» — вор. Но мы сочувствуем ему, мы радуемся за него, мы находим в нем человека, потому что и он сам, и общество, его выпрямляющее, со всеми его бедами и неустройствами — автор отчетливо видит их — изображаются с высоты совершенно определенного эсте тического идеала — с высоты непоколе бимой веры в животворящую мощь со циалистического коллектива. Социалистический гуманизм — источ ник неприметного героизма масс — в бою, в труде, во взаимной и невзаимной выручке. Какая необыкновенная мощь таится в реальном носителе идей соци алистического гуманизма — в советском человеке с большой обобщающей силой передает Г. Николаева в коротких «Рас сказах бабки Василисы про чудеса». Для нее наш эстетический идеал тоже не свод «правил и доброт», он развивается вместе с человеком, с обществом, с наро дом. Г. Николаева убеждена: «В каж дом чуде не без человека, а в каждом человеке не без чуда». Это стремление «открыть» в каждом человеке «чудо», запечатлеть самый процесс его рожде ния, попытаться заглянуть в глубины сердца человеческого и позволяет обоб щить явления нашей жизни, создавая почти символические образы советских людей, в которых всегда что-нибудь от будущего есть. Когда начинаешь читать эти расска зы о чудесах, никак не можешь сразу преодолеть в какой-то степени стилиза торскую манеру писателя. Мы не ощу щали ее у П. Бажова — так органичен его язык героям, месту и времени и всей сути бажевского повествования. Другое дело у Г. Николаевой — подчас мы-ви дим швы, которыми скрепляется «ска- зовость» рассказов. Но это происходит с читателем в самом начале, затем его за хватывает сама «стихия языка» русского, обобщающая символика образов и про свечивающаяся сквозь них беспощадная правда времени. Пожалуй, наиболее характерный среди многих других отлично написанных — 12* «Сибирские огни» № 2.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2