Сибирские огни, 1963, № 2
поведников нормативно-идеального чело века, сконструированного по рецепту пе- дагога-морализатора. Рисуйте обыкно венного, естественного человека со все ми его достоинствами и недостатками— вот вам и герой нашего' времени! Неко торых буквально тошнило от одного сло ва «положительный», напоминая им скучный длинный реестр «типических» примет, которые «должен» и «обязан» был иметь такой герой. Произведения с «антигероем» не за медлили появиться. Он демонстративно ничего не желал, никуда не стремился. Он едко острил по поводу «высоких слов», вскрывал «кричащие противоре чия» в поведении своих близких и дей ствовал, как правило, на узеньком плац дарме непомерно разбухшего самолюбо вания. Кто-то смеет поучать его, как на до жить, кто-то требует, что необходимо за что-то бороться, воевать, выполнять какие-то обязанности, а я — жить хочу и никому ничего не должен. Нужно ли говорить, что такие герои никого не ув лекали и ничего не решили. Объяснить, что произошло у того или иного писателя — просто. Видимо, за «антигероями» не угадывались идеалы их авторов. Писатель нередко талантли во рисовал то, что видел — хорошее и дурное, высокое и низкое — и этим ог раничивал свою задачу. А ведь она зна чительно шире, если перед нами дейст вительно художник, следующий принци пам партийности литературы. Повторяю: объяснить такое просто. Труднее разо браться, всегда ли так беспартийно «объективен» к своему герою автор. Не раз обвиняли В. Панову в «объ ективизме». Но шли годы, и всем стало ясно, что в ее произведениях выкристал лизовался тот эстетический идеал, кото рый по праву мы связываем с понятием социалистического гуманизма, с каж дым днем все растирающего свои вла дения и все глубже проникающего в су щество советского человека. Рассказ «Володя» В. Пановой освещен светом любви к людям, заботы об их бу дущем, веры в них. С этих позиций все в мире и подвергается суду: то беспо щадному, если речь идет о виновниках войны, то суровому, если разговор о рав нодушных и успокоившихся, то внима тельному, требовательному, если гово рить приходится о слабых, нуждающих ся в сочувствии, в поддержке, в помощи. Этот свет, утверждает В. Панова, бьет из недр коллектива, из глубин общества, которое сохранило Володю в годы вой ны, определило его судьбу, воспитало из него человека, не терпимого к мо ральным уродствам и отзывающегося на человеческие беды, горе, ненастье. Во лодя судит отца и мать, каждого по-сво- ему, не из эгоистических побуждений — вы лишили меня детства, семьи, радо сти, — а из усвоенного им и, возможно, до конца не осознаваемого общественно го принципа: надо помочь, если ближне му трудно, так как человек человеку — друг и брат. Отец, давно оставивший мать Володи из-за ее действительно «несчастного ха рактера», не сразу понимает ход мыслей шестнадцатилетнего сына. «— Нет, прошу тебя! — сказал отец. —Володя, я не хочу, чтобы ты меня судил слишком строго, послушай. Воло дя, это всегда был несчастный, безот ветственный характер! — Допустим, — сказал Володя, — скорей всего так. Вот именно несчаст ный. Что из этого следует? Что ее надо бросить без помощи?.. Я один не справ люсь, понимаешь? Мы вдвоем должны. — Но почему я должен?! — закричал отец. — По какому закону я обязан рас хлебывать кашу, которую она заварила, мы четырнадцать лет врозь, смешно!» Верно: закон на его стороне, формаль но он помогать ей не обязан, но есть другой, неписаный закон, который дает право сыну резко ответить: «— Вот — по тому, что тебе смешно, а ей не смешно, вот потому ты и обя зан!» Отец в сущности неглупый, добрый человек, но и ему надо помочь понять то высшее, что исповедуют теперь его сы новья. Без громких слов, объективно, на «житейском случае» раскрыт «меха низм» действия законов зреющего ком мунистического общества. Герой повести В. Максимова «Жив ■человек» долго не понимал этого закона, да и не мог понять, так как жил, по вы ражению Семена Семеновича, «не среди людей». Сергей Царев жил среди воров, громил, контрабандистов. У него уже выработался свой, как ему казалось, не зыблемый, единственно верный взгляд на жизнь, все люди — «зверье» и «сво лочи», во-вторых, «цыпленок тоже хочет жить». Такова его немудреная филосо фия, приобретенная горьким опытом не долгой жизни. Молодой писатель предельно объек тивен. Он не позволяет своему чувству прорваться наружу и как-нибудь пригла дить своего лохматого, изломанного, ис кореженного героя. Нечто вроде дружбы возникло у Сергея с таким же, как и он, формазоном Зямом. Этим и объяс няется, что Сергей берет его с собой в отчаянный побег через тайгу, берет, по нимая, что он ему не нужен, что он станет обузой. Так оно и случилось. Тяжко, нелепо, муторно, но Сергей в пу ти «приговаривает» Зяму к смерти. Уничтожил, изгнал «друга», а самого залихорадило, и другой более «надеж ный» его напарник, столичный громила, не долго думает и оставляет больного в тайге, забрав лишний, как он полагает, Зямин бушлат. Самое ужасное, что и Сергей на его месте поступил бы точно так же. Таков закон этой волчьей среды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2