Сибирские огни, 1963, № 2
шлом, о войне, и мысли о будущем, и само будущее, пришедшее в мир вместе с Алешкой и Степой. То, что они увидели, обычное и нео бычное, существовало для них как нор ма. Вот капитан буксира разделся, что бы «спихнуть» баржу, которую «краем зацепили», и наблюдательный Алешка увидел на его спине и руке глубокие шрамы и цифры — они для него про звучали «как удар по лицу». Это было страшное и живое видение войны, о ко торой Алешка имел лишь книжное — «возвышенное, лихое» — представление. Вот неизвестный Иван Сергеевич Гроз ный, похороненный на высоком яру, о нем и капитан ничего не может сказать, кроме гордых слов «Он работал... И по мер на своем судне. Вот на этом самом». «Значит, — уточняет Алешка, — до конца стоял на своем посту». А семилет- ний Степа сразу же «как будто увидел перед собой Человека, который своими руками таскал по реке плоты, носил грузы, водил тяжелые баржи; сейчас он стоял над рекою, сам как гора, могучий и старый, здоровался с проходящим бук сиром как с младшим братом». А вот «мама Дуся», прекрасная своим мате ринством, своей неусыпной заботой о детях, о их счастливом будущем, вот Сергей, шофер и солдат, уже покале ченный в дни вёнгерских событий. Он спас Степу и Машеньку, рискуя жизнью. «И поступил он так, вероятно, не из-за своей храбрости, — размышляет Але ша. — Очевидно, он знал то, чего еще не знает Алешка, следовал каким-то иным законам, пока еще недоступным Алешкиному пониманию...» Алешка действительно еще не пони мал, что это нечто, ему недоступное, есть мировоззрение советского человека, его любовь к людям, его святая святых — вера в человека, в прекрасное в нем — то главное, что незаметно для себя впитывает Алешка не из поучений, а из самой жизни советского общества. «А в тот миг, когда он поднял Машу над бревнами,— думал Алеша,— ...в тот миг он спасал не себя, а только ее... По чему? Разве жизнь этой девочки доро же? Почему Сергей мог отдать собствен ную жизнь, отдать не раздумывая, как долг?». Так рождались мысли о взаимной связи людей мира, о том, что ему, Алеш ке, как сейчас на его глазах Степе и Машеньке, кто-то тоже подарил жизнь, и о том, «что это вообще такое—жизнь». Эдуард Шим очень тонко подметил сам процесс формирования идеала. Для ре бят все постигнутое существовало как норма и тут же превращалось в идеал. Скажут: как же так, то идеал недости жим, то увиденное, как норма, превра щается в идеал? Недоумение законное, но умозрительное, оно идет от механи стического мышления. В жизни происхо дит именно так, как рисует Эдуард Шим: от увиденных дел людей — к идеалу, от идеала — к своим делам.. Для «жадно раскрытых» глаз Степы действительность немедленно перевопло щается в увлекательную сказку, в нечто необычное и, пожалуй, фантастическое: «На качающихся листьях кувшинок си дели горбатенькие лягушки. И это были особенные лягушки — с крохотными зо лотыми коронами на головах, они прово жали Степу хитро блестевшими, выпук лыми глазами и позванивали в стеклян ные колокольчики; голенастые дружные Камыши кланялись Степе; березовый Лес на берегу то улыбался, озаренный солнечным светом, то хмурился и пря тал улыбку, когда солнце закрывалось облаками. Даже рябые Камни, лежав шие на отмелях, были живыми — они грели свои круглые спины и смешно пу скали пузыри, если их накрывало вол ной. И уж, конечно, живым был этот чу мазый Буксир, такой неуклюжий, до бродушно фыркающий, совсем как рабо- тяга-конь, которого мальчишки привели купаться...» А для повзрослевшего за эти дни Алешки сказочное и богатырское в под вигах людей, удивительное и прекрасное в них обернулось реальностью. Он у в и д е л героя войны •— капитана, перенес шего ужасы лагерной смерти, он у в и- д е л свою будущую радость — «Прек расную незнакомку», девочку, которая отныне на всю жизнь останется для него и совестью и счастьем, он у в и д е л , как просто, не рассуждая, пошел Сергей на смерть во имя жизни других, и мы на какую-то долю секунды представили се бе зрелого Алешку, уже ответившего на те вопросы, которые он поставил перед собою в четырнадцать мальчишеских лет, и сразу поняли, что это будет неч то новое — не Капитан, не Грозный, не Сергей, а то, о чем мы думаем теперь, как о своем эстетическом идеале. Эдуард Шим создал характерное для современной прозы произведение. В нем очевидно страстное утверждение пре красного в человеке, в нем ощутима большая тревога за мир и мирное сча стье людей, в нем со всей ясностью и определенностью выражена мечта о том времени, когда все люди, как маленький и наивный Степа, будут искренне недо умевать, узнав о существовавших между людьми войнах: «Как же, как же они могут драться? Ведь они же взрослые?» Повесть Эдуарда Шима характерна и своим стилем — своим смешением ска зочного с реальным, своей сокровенной приподнятостью, своей безусловной ро мантичностью, своим от начала и до кон ца пронизывающим произведение гума низмом. Так рождается герой, который невольно овладевает нашими думами, волнует наши души. Положительный герой... Было время, когда раздавались голоса: «А зачем нам такой герой?» И тут же кивали на про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2