Сибирские огни, 1963, № 2
зорят,, что он не в ладах с логикой ху дожественной и логикой социологической (см. «Новый мир», 1962, № 7). Что же касается умных мыслей, высказываемых Дударевым, то ведь они «бьют» его тем сильнее, чем яснее и отчетливее он по нимает, в какую бездну противоречий окунулся, поступив не по совести. Если бы Дударев был обыкновенным делягой и пройдохой, то тут бы и проблемы не возникало в том масштабе, в каком она исследуется автором. Дело в том, что Семен Тетерин тоже отступил от правды, он тоже поступил не по совести. Я не буду подробно оста навливаться на этом самом сложном и удачном образе повести — о нем много говорили и писали. Я скажу только, что В. Тендряков не просто обвиняет своего героя и не просто судит его судом собст венной совести, развенчивает в нем так называемого «естественного человека», он подробно анализирует явление и ищет настоящих виновников случивше гося. Да, Тетерин виновен в том, что от ступил и пошел не по тому пути, по ко торому первоначально звал его «голос совести». Да, Семен справедливо осу жден и мнением людей и пуще всего собственной совестью. Но в повести воз никает еще один вопрос: один ли Тете рин несет всю вину за то, что с ним слу чилось? Всем строем повести В. Тендряков от вечает: «Нет, не он, есть главные винов ники». Тетерин, кроме того, что он ви новен в отступничестве, единственный из живых участников процесса действи тельно пострадал. Прокурор и следова тель чувствуют себя безупречно чисты ми, ибо они лишь «объективно» изложи ли факты. Доволен и Дударев: он «бла городно» взял на себя часть вины. До нат Боровиков с его бессовестной теори ей двух правд тоже вполне удовлетво рен: что ж, одна из двух на сей раз вос торжествовала, потому и поморализовать «выгодно» можно: «Мало мы доверяем друг другу. Великое дело — доверие». И ни в ком из них не заговорила совесть так, как она заговорила у Семена Тете- рина, а между тем все они по очереди активно и дружно толкали Семена-« отступничеству. Одни — неверием, дру гие — угрозами, третьи — боязнью за себя, четвертые — «житейской мудро стью» о двух стульях, на которых буд то бы лучше, прочнее сидеть. Никто из них не подал Семену руку, когда он при- ' шел к ним со своей правдой, потому они и являются прямыми виновниками 'тете ринского падения. Семен в отличие от них пытался бороться, и не его вина, а его беда, что идейно он незрел и духов но не закален, что сдал перед натиском людей, потерявших совесть, соскользнул на ту дедовскую мораль, которая когда- то в индивидуалистическом обществе была закреплена в удобных формулах: «плетью обуха не перешибешь», «малой шавке не след на матерых волков ла ять». Это не освобождает Семена от су да совести, от наказания за отступниче ство, но это хорошо объясняет суть про блемы: потеря совести — это не частный тетеринский случай, а общественное бедствие, истоки которого и многообраз ны и многолики. Повесть В. Тендрякова «Суд» — это обвинительное заключение против уко ренившегося у нас и, видимо, еще не из житого недоверия к человеку, против руководителей, действующих по прин ципу как бы полегче или исповедущих теорию о двух правдах, против тех «ма лых» и «незаметных», которые по нез релости или малодушию отступают от своей правды. В. Тендряков воюет за истину, которая не приходит сама и не падает с неба, он требует, чтоб за нее боролись, чтоб все люди помогали, а не мешали ее рождению, он требует во спитания всего народа в духе высоких принципов коммунистической морали, которые ведь никогда не расходились с правдой. В. Тендряков создал глубокое и художественно завершенное, актуальное произведение с широким и действенным общественным резонансом. 2 Советская литература, может быть, как никогда раньше занята сегодня по исками героя, могущего стать властите лем дум всего современного поколения людей. Можем ли мы сказать, что на текущем этапе развития после 1956 го да она уже создала такого героя? Есть смелые люди, которые категори чески говорят «нет». Между прочим, это очень удобная и, я бы сказал, извеч но непробиваемая позиция, так как про изведений слабых, далеких от безупреч ного совершенства обычно неизмеримо больше, чем совершенных и образцовых, и потому всегда можно на «широком фактическом материале» доказать свое решительное «нет», к тому же еще и прослыть эстетически требовательным читателем и критиком. Сейчас каждый может поймать меня за руку и потребовать: — Вы утверждаете — да? Тогда где же этот герой? Покажите его нам! Что можно ответить этим товарищам? Прежде всего, я бы посоветовал им не спешить со своими выводами, памя туя, что такая поспешность уже кое-кого подвела. Давайте сначала вспомним не которые факты литературной истории. Когда появился фурмановский «Чапа ев», насколько мне известно, никто не говорил, что он именно тот герой, кото рый десятилетиями будет владеть умами только-только подросших и подрастаю щих мальчишек и девчонок. А вспомни те, с каким боем завоевывали критику герои произведений А. Макаренко!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2