Сибирские огни, 1963, № 2
реваншизма после поражения в 1945 году. Наши внутренние дела давно уже нельзя отделить от того, что происходит во всем мире. Решительная борьба про тив колониализма, идущая сейчас почти на всех континентах, не может не волно вать нас, так как в значительной мере от ее исхода зависит судьба мира. Кроме того, мы, советские люди, в 1956 году пережили потрясение в свя зи с разоблачением культа личности Сталина и раскрытием трагических по следствий, им вызванных. Принятие конкретной программы по строения коммунистического общества, активная борьба за мир во всем мире, возглавляемая Советским Союзом^ дей ственные выступления против культа личности во всех его мерзостных прояв-. лениях, восстановление ленинских норм в нашей жизни вызвали огромный подъ ем общественного сознания, рост актив ности народных масс, рост народной ини циативы. Все это вместе взятое не толь ко определяло, но и продолжает опреде лять развитие нашего искусства, в част ности, нашей литературы. Русская литература всегда была со вестью народа. В период культа лично сти приглушенный было в ней голос со вести теперь вновь обрел всю свою силу. Пристальное внимание к человеку, кто бы он ни был, внимание к его духовному миру, к его счастью, к его непреходя щей ценности — вот одна из основных тенденций в развитии современной про зы, обусловленная всем ходом нашей ис тории. Разумеется, мы и раньше знали, что «человек — это звучит гордо», мы и раньше понимали высокую ценность человеческой .личности, были гумани стами; но теперь мы практически, на собственном горбу испытали, что зна чит хотя бы малейшее отступление от принципов социалистического гуманиз ма. Мы и раньше знали, что народ — решающая сила истории, но теперь за этой всеобъемлющей формулой мы рас смотрели рядом живущего человека, своим скромным трудом создающего ком мунистическое общество. Мы и раньше знали силу человеческого разума, те перь же, когда человек поставил рядом, с собой созданные им чудо-машины, как космические корабли или кибернетиче ские устройства, когда с их помощью он стал проникать в «тайное тайных» ве щества и всего мироздания, когда он реально и зримо строит справедливое общество без классов, — этот человек не может не приковать к себе особенно го внимания. Достигнутая современной ракетой скорость, необходимая для пре одоления земного тяготения, это не про сто еще одно количественное изменение скоростей, доступных человеку, это од новременно и качественный скачок чело века к совершенству. Всем этим и объ ясняется сейчас настоящее и год от го да растущее половодье литературы, за нятой проблемами «совести» в самых ее широчайших связях, проблемами «ге роя», в котором моральный кодекс, уже выработанный социалистическим обще ством, нашел бы наиболее яркое и пол новесное выражение. Писатели всех поколений еще реши тельней и шире заговорили о моральной чистоте, о высоте нравственного идеала своего героя. К. Федин в «Костре», Е. Карпов в повести «Синие ветры», В. Кет линская в романе «Иначе жить не стоит» и В. Липатов в своих маленьких пове стях, Е. Дорош в очерках и В. Некрасов, В. Тендряков, П. Нилин, Л. Фоменко... Можно сказать, что в текущей русской прозе нет писателя, который так или иначе не касался бы этих проблем. И это весьма симптоматично: без осознания высокой ответственности перед самим собой, перед, людьми, перед эпохой пост роить коммунизм невозможно. Кирилл Извеков в романе К. Федина «Костер» на подозрении. Только вме шательство Новожилова, секретаря об кома, хорошо знавшего Кирилла и ве рившего ему, спасло его от еще больше го унижения. Но и сознавая, как неза служенно попал он в посторонние, испы тывая неимоверную боль от того, что он «штрафной», Извеков, не задумываясь, решает: его место в первых рядах за щитников страны от фашистских пол чищ. Во всем удачливый и процветающий «народный» артист Скудин спокойно, с приличной миной обманывает своего со брата по искусству артистку Улину и весьма логично с первых дней войны оказывается у немпев. Его не терзала совесть по той причине, что он, видимо, и не подозревал о ее существовании. К. Федин рисует его с холодным блес ком. На первый взгляд, Скудин—русский человек, с русской душой нараспашку, большой, отзывчивой, открытой. И в то же время мы чувствуем, что во всем его поведении сквозит какое-то тщатель но замаскированное притворство, без застенчивое самолюбование, игра в бла городство, вылившееся в конце концов в обман и предательство. Инженеру Ивану Пожоге, главному герою повести Е. Карпова «Синие вет ры», в высшей степени свойственна чуткость к велениям Родины. Ему честь и совесть советского человека не позво ляют работать в полсилы, с оглядкой и опаской за свое благополучие и спокой ствие. Он живет в постоянном творче ском напряжении, в поисках, сопряжен ных с риском, волнениями, опасностями. Он каждый свой шаг проверяет принци пом служения всенародному делу, и эту его устремленность, его самоотвержен ность и одержимость хорошо почувство вала молодежь — она искала его друж бы, она училась у него. Однокашник Пожоги Роман Сереб ров во всем осторожен, идет только про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2