Сибирские огни, 1963, № 2

одряхлевшее буржуазное общество. Увы! Они уже убедились, что идеалы на рынке не купишь, что высокие духовные порывы в подвалах банков не спрятаны! И если бы мы сейчас начали сравнивать вкупе духовные и материальные богат­ ства наций, то вряд ли кто рискнул бы назвать Соединенные Штаты «самой бо­ гатой страной»... Живут в США и замечательные ученые, и всемирно известные артисты, и талантливые писатели, и большие знатоки своего дела — инженеры, но... уро­ вень духовной жизни страны поразительно низок. «Большие знатоки своего де­ ла» — инженеры сплошь и рядом оказываются совершенно невежественными в других областях знаний. Замечательные ученые очень часто неграмотны в поли­ тике... А о «среднем» американце и говорить не приходится. Многие туристы, обойдя десятки квартир янки, не встретили ни одной книги. Интересы молодых людей концентрируются вокруг бизнеса, карьеры, красоток. Мечты большинства девушек не идут дальше обеспеченного мужа, благоустроенной квартиры и шикар­ ной машины... Духовный мир «столпа» американского общества — бизнесмена— и того скуднее. Золотой микроб съел в душах буржуа и их лакеев любовь к искусству, к на­ уке, к красоте. Он не оставляет места высоким идеалам, чувствам дружбы и ува­ жения к другим. Комиксы, варьете, кинобоевики, обезьянья пачкотня — вот ис­ кусство буржуазии. Страсть к наживе, презрение к труду, ненависть к другим нациям — вот их идеология. Как далеко ушли от всего этого советские люди! Насколько выше их идеалы, богаче интересы, тоньше вкус. Как же сравнивать в таком случае духовный мир представителя буржуазного общества с духовным миром человека коммунистиче­ ского завтра? «Процесс очеловечивания обезьяны, о котором писал Энгельс, не кончается превращением ее в вульгарного себялюбца, буржуа-мещанина, — иронизирует по этому пбводу академик Струмилин, — чтобы завершить этот процесс, человек должен подняться над мещанином выше, чем мещанин поднялся над обезьяной!» Не случайно в Программе КПСС говорится о воспитании «нового человека», человека, «гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чи­ стоту и физическое совершенство». При коммунизме каждый станет не только мыслителем и творцом на своем месте, но и общественным деятелем, ученым, спортсменом, любителем и цените­ лем искусства. Добиться этого, прямо скажем, не легко. Чтобы человек смог полу­ чить всестороннее развитие и удовлетворить все свои запросы, он не должен быть прикован к узкой специальности, и кроме того, ему надо очень много свободного времени. Вот почему К. Маркс говорил, что при коммунизме «мерилом богатства бу­ дет уже не рабочее время, а свободное время». (Из неопубликованных рукописей К. Маркса. «Большевик», 1939 г., № 11 — 12, стр. 64). Конечно, он имел в виду при этом не само по себе «время». У безработного— все время «свободное», но богачом его никто не назовет. Речь идет именно о тех богатствах мысли, искусства, культуры, которыми смогут овладеть все люди бу­ дущего. Пока человеческое общество еще бедно. Свободного времени у него крайне недостаточно. Производительные силы развиваются быстро, но быстро растут и потребности. Я имею в виду «первичные», материальные потребности — в пище, одежде, жилье, комфорте... Чтобы удовлетворять их более или менее, человек должен работать почти весь день на производстве и дома. Два года назад мне довелось участвовать в работе научной конференции, проводившейся институтом экономики Сибирского отделения Академии наук СССР. Обследовав более 17 тысяч бюджетов времени трудящихся, ученые при­ шли к выводу, что за последние годы количество свободного времени у нас в стране резко увеличилось за счет сокращения рабочего дня, улучшения условий труда, работы, транспорта, увеличения числа коммунально-бытовых предприятий,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2