Сибирские огни, 1963, № 2
обладает чудесной особенностью с годами совершенствоваться, приобретать все новые и новые способности и качества. Между его клетками устанавливается все больше связей, все тоньше и совер шеннее становится аппарат управления организмом, всеми его функциями и реак циями. Если бы не деградация клеток организма и в том числе мозговых клеток, если бы не старение — то с каждым годом у человека становилась бы лучше па мять, глубже понимание окружающего мира, сильнее — все эмоции. Любовь к жизни, жажда жизни при этом с годами должны лишь увеличи ваться. Именно об этом шутливо писал канадский писатель Дайсон Картер в своей новогодней статье: «А как Вы чувствуете, себя теперь, прабабушка? — спросите Вы в Новом 1992 году. Прабабушка ответит: «Лучше, конечно, малышка... Каждые десять лет приносят новые радости... Поэтому предлагаю тост за всех тех, кто еще обременен молодостью! («Комсомольская правда», 1 января 1962 года). Человек сильнее смерти, сильнее старости. Он победит их! — Может быть, — согласитесь вы. — Но это будет еще не скоро. Ну, а что даст старикам коммунизм до этого? Есть старость, а есть болезни, ей сопутствующие — склеротические, сердеч ные, суставные и т. д. С ними медицина покончит прежде всего. В не столь уж далеком будущем врачи начнут широко практиковать массовую новокаиновую терапию, омолаживание, замену вышедших из строя органов здоровыми, заимст вованными у животных или изготовленными из синтетических материалов. Но только ли болезнями и немощью тяжела ныне старость? В городе Кули- баки Горьковской области познакомился я однажды со старым большевиком М. И. Кирюхиным. Крепко запомнился мне его рассказ: «Разболелся я как-то, слег даже. А тут пионеры пришли. — Расскажите о революции — просят. Разве улежишь? Пошел с ними в музей. Еле ноги донес, а там увлекся, о болезнях за был. Долго потом как молодой был. Когда знаешь, что нужен, полезен, крепче становишься и старость не так в тягость». Часто бывает: работает человек всю жизнь на ответственнейшем участке, ак тивный общественник, чувствует себя в центре жизни... А ушел на пенсию и —все, никому не нужен, ни на что не годен. Пиши мемуары, сиди на скамеечке или ма лину разводи. Бунтует человек, не соглашается, требует дела, а от него вежливо стараются отделаться, будто и опыт его, и знания, и большевистская хватка разом исчезли куда-то, и нельзя им найти применения. Многие молодые люди убеждены, что предназначение стариков — ходить за хлебом в магазин и стирать пеленки внукам. Театры же, лекции, общественные поручения для них ненужная роскошь. История знает времена, когда молодежь даже завидовала старикам. В древ них общинах старость была символом мудрости, опыта, власти. Старейшины ре шали главные вопросы жизни общин, вершили суд. устанавливали законы. Даже при рабовладельческом строе и феодализме, когда мудрость часто была бессиль на перед богатством и знатностью, старики играли немалую роль. Вспомните тех же среднеазиатских аксакалов. Лишь капитализм растоптал окончательно почте ние к старости — он признавал только деньги и силу. Чтобы построить разум ное общество, надо забрать все разумное из истории, все хорошее, что накопило человечество. Почтение к старикам — это не атавизм, не преклонение перед про шлым — это мудрая, справедливая народная традиция. Общество, где не все лю ди чувствуют удовлетворение от жизни, где потеря физических сил ничем не ком пенсируется, не может считаться по-настоящему справедливым. В самоуправляемом обществе должность будет значить не так уж много. «Государственным» человеком будет не тот, кто занимает высокий пост, а тот, кто предан общественным интересам, умеет работать с людьми, кто мудр и спра ведлив. Академиками молодые люди избираются очень редко. Но разве только в науке нужно отдавать предпочтение опыту, мудрости, широте кругозора, приходя щим лишь с годами? При коммунизме старики будут в большем почете, чем патриархи древних
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2