Сибирские огни, 1963, № 2
Много разделов в науке о коллективе: структура и система руководящих ор ганов, цели и перспектива развития, традиции, стиль и тон, наказания и поощ рения... Оказывается, даже к количеству людей, объединяющихся в коллектив, нуж но относиться продуманно. Макаренко доказал, что коллектив должен строиться на основе таких крупных единиц, как завод, школа, институт... Причем объедине ние надо иметь в виду не формальное, юридическое, а такое, где бы все члены коллектива жили общими целями, имели общие перспективы. На первый взгляд— прописная истина. На практике же то и дело оказывается, что эту истину не сов сем ясно понимают даже профессионалы-воспитатели. — Какие же нужны цели? — говорят иногда учителя.— Цель ясна— хоро1по> всем окончить школу. Практика показывает, что попытка сплотить коллектив на основе только борьбы за успеваемость терпит фиаско. От того, что Сидоров будет иметь в ат тестате одни тройки, Петрову хуже не будет. Знания Петрова Иванову в жизни не пригодятся. Зато, если Петров в одной футбольной команде с Сидоровым, он не потерпит, чтобы последний играл плохо. И для «воспитания» он не станет дожи даться пионерского сбора, он на каждом шагу будет обливать Сидорова презре нием, он будет учить его, как пасовать и как бить по воротам. И в этом ему ак тивно будут помогать и Иванов, и вое остальные члены команды. Да и как иначе? Ведь все понимают — плохая игра Сидорова может стоить каждому из них про игрыша и позора. Такая вот общность интересов и нужна для коллектива. Далеко не всегда может служить сплочению коллектива и такая цель, как борь ба за выполнение плана предприятия. План — это уж е достигнутый рубеж , а кол лектив все время должен иметь впереди большие, увлекательные, не достигнутые еще цели. Остановка в развитии — смерть для коллектива. Но почему все нее первичным коллективом нужно брать столь крупные еди ницы: завод, школу?.. Оказывается, лишь они гарантируют социально верный тон. Связывают жизнь коллектива с жизнью всей страны, не дают уйти в мелкое куль турничество, развлекательность... У нас-же , чаще всего, делаются попытки спло тить в коллектив гораздо более мелкие звенья: класс, бригаду, курс... Общественное мнение — главная воспитывающая сила нашего общества. Но смешно говорить о нем там, где каждый живет сам по себе. Лишь в организован ном, сплоченном коллективе общественное мнение становится могучим воспита тельным и организующим фактором. Только посредством его можно на деле «дой ти до каждого», только коллектив может воспитать подлинного коммуниста — че ловека, преданного обществу, готового пожертвовать всем ради общих интересов. Рождение чудесных коллективов Макаренко — не случайная «находка» пе дагога. Они — детище нашей советской жизни, они — ростки коммунизма, поя вившиеся в самом начале социализма. В то время эти ростки не смогли вырасти в могучие деревья. Период культа личности, когда уважение к массам проповедо валось лишь на словах, затормозил развитие коллективов — главных хозяев на шей жизни. А вот теперь мы свидетели того, как на нашей почве бурно пробиваются все новые и новые ростки будущего. Бригады коммунистического труда —• что это, как не маленькие ячейки коммунистических коллективов? Много хороших черт воспитывает в наших людях это замечательное движение, но самая важная, самая коммунистическая из них — коллективизм. Были раньше и честные, и правди вые, и трудолюбивые, и жадные до науки, и надежные в дружбе люди, а вот та ких, преданных общественным интересам коллективов, какие встречаем мы в на ших коммунистических бригадах, не было и не могло быть. В бригаде делегата XXII съезда Героя Социалистического Труда М. Хабарова был такой эпизод. У одного из рабочих тяжело заболела жена. Увезли ее в больни цу, остались у него на руках двухлетние близнецы. Родни — никого. Взять бы от пуск, да как же без зарплаты?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2