Сибирские огни, 1963, № 2

Мы знаем, это не пустые слова. Для Макаренко не было неисправимых. В его колонии с любого подростка, даже «самого запущенного», очень быстро схо­ дила вся «грязь и шелуха», и он превращался в самого обыкновенного— хорошего мальчишку. Сплошь и рядом к Макаренко привозили подростков «в черной каре­ те» и сдавали «из-под револьвера». У него же даже карцера не было. Но за все восемь лет работы колонии имени Горького ни одного человека из нее не возвра­ тили в тюрьму. В коммуне имени Дзержинского настолько могли доверять каждому из быв­ ших беспризорных, что в летних походах всю кассу коммуны (не менее 50 тысяч рублей) носили по очереди члены первого взвода в незапертом чемодане, и ни ра­ зу из него не пропала даже «трешка»! В чем же «секрет» таких поразительных успехов? Почему то, на что в 95-й школе или на «Сибсельмаше» безрезультатно тратили массу сил и времени, этому педагогу давалось «шутя», почти само собой? Учителя Пабло и активисты завода начинали воспитательную работу совсем не с того «конца». Они, как и педагоги прошлых веков, танцевали от «личности», возились с «личностью», воздействовали на «личность», а воздействовать-.то ока­ зывалось нечем — уговоры данной личности не помогают, на ласку она не поку­ пается, угрозы ее не запугивают. А сколько других учителей, вожатых, комсомольских и других обществен­ ных работников почти все время и все силы убивают на «двоечников», на хулига­ нов и пассивных, совсем не обращая внимания на то, что в классе или в цеху каж­ дый живет сам по себе , что в пионерском отряде или в комсомольской ячейке ца­ рят формализм и скука. Работать так — все равно, что пытаться вырастить ябло­ ко на засохшем дереве. Причиной необыкновенных педагогических «чудес», которые совершал Ма­ каренко, было то, что он начинал воспитательную работу с создания коллектива и уже в нем и при его помощи воспитывал отдельные личности. Коллектив... Жаль, что это гордое слово мы употребляем слишком часто, да­ же тогда, когда не имеем на то и малейшего, основания. — Коллектив нашей школы... Наш коллектив... — то и дело говорят в той ж е 95-й школе. А есть ли он там? Я видел, как проходило в ней одно из заседаний комитета комсомола. Пришли ребята в кабинет директора. Сели. Директор — за свой стол, члены комитета и секретарь — вдоль стен на стулья. Вел заседание фактически директор, комсорг лишь покорно повторял его слова, да и остальные комсомоль­ ские руководители очень напоминали бедных родственников. То и дело директор их «поправлял», одергивал, стыдил и поучал. Не удивительно, что в итоге такой опеки комсомольцы школы оказались бессильными перед одним хулиганом-вось- миклашкой. Нет, группа людей, ничем не объединенных, кроме вывески, — это еще не коллектив! Коллектив — единица не административная, это высокая форма объе­ динения людей. И там, где люди не чувствуют себя хозяевами своего учреждения, где они боятся говорить то, что думают, где они разрознены, не умеют отстоять свои предложения, свои интересы, там рано говорить о коллективе. Макаренко считал коллектив живым организмом- очень тонкой и сложной структуры, способным рождаться и умирать, расти и стариться, болеть и выздо­ равливать... Почти всю свою жизнь он отдал изучению законов создания и развития этого педагогического инструмента и фактически стал создателем новой науки — науки о коллективе. Если неграмотный человек полезет на кафедру вуза, его назовут нахалом. Но то, что к руководству огромными коллективами приходят люди, порой даже не подозревающие о существовании законов жизни коллектива, это пока никого не удивляет, а ведь среди этих законов есть не менее важные, чем, скажем, закон сохранения энергии в науке. Ю . «Сибирские огни» № 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2