Сибирские огни, 1963, № 2
торых совершенно немыслим член коммунистического общества? Не окажется ли для нас такая задача непосильной? Вспоминаю, как в Новосибирске целая армия учителей, родительский актив и комсомольская организация 95-й школы при поддержке «общественности» райо на целых два года «бились» и «все же ничего не смогли поделать» с одним вось миклассником — Пабло. Он курил, ругался, приводил в школу хулиганов с улицы, устраивал драки. Д аж е парни-десятиклассники боялись этого мальчишку! Педсовет школы поста вил вопрос об исключении Пабло. Наверное, правильно. Нельзя же, чтобы маль чишка держал в страхе десятки людей. Ну, а дальше? Какая сила остановит этого неглупого, энергичного мальчишку от полного падения? Тюрьма? Сомнительно. Что же? В ответ на этот вопрос учителя только пожимают плечами. Вот другой эпизод. Цех лущильников Новосибирского завода «Сибсельмаш» решил взять на поруки и поставить на правильную дорогу своего бывшего рабо чего Гену Попова, только что вышедшего из тюрьмы. Сколько с ним возились! Отмывали, одевали, давали «посильную» работу, «привлекали» к культурной жизни, «входили в друж бу» , говорили «по душам», «предъявляли требования» на цеховом собрании, даже путевку в санаторий бесплатную выделили, но... Попов обворовал товарищей по комнате, помогавших ему больше всех, и бежал. Сейчас в тюрьме, осужден на восемь лет. Все вроде правильно делали работники завода. А оказались бессильными. Почему? В городе Чапаевске Куйбышевской области суд отдал на поруки крупнейше му заводскому коллективу района двадцать два человека. Некоторые из них уже снова арестованы, многие — на грани этого, лишь трое встали на путь исправле ния. Примеры подобного нашего педагогического бессилия можно приводить без конца. Ни один самый захудалый заводик не начнет работу, не выяснив точной тех нологии изготовления своей продукции, даже если выпускать ему надо простые гайки! Увы, технология воспитательного процесса у нас все еще не отработана. С чего начинать коммунистическое воспитание человека? Какой инструмент и в какой последовательности применять? По каким «лекалам» кроить людские ха рактеры? Один уверяет, что панацея от всех зол — это труд, другой напирает на «самодеятельность и инициативу», третий предпочитает всему «любовь и дове рие» , четвертый, как мечом, размахивает «строгостью и дисциплиной», требуя вы селения всех нарушителей порядка на Землю Франца-Иосифа. Пробуют воспитатели эти рецепты и по очереди и все вместе и никак не пой мут, почему парень с трудовыми мозолями на ладонях, перевыполнив вдвое свою дневную норму, ходит вечером пьяный и дебоширит? Почему тот ж е Пабло на «любовь и доверие» отвечает недоверием, а какой-нибудь уличный хулиган ста новится для него гораздо большим авторитетом, чем все педагоги, вместе взятые?.. Не могут воспитатели найти ответ на эти вопросы и, отчаявшись, иной раз честят свою работу «неблагодарной», «каторжной»... А ведь наша жизнь дала в руки педагогов совершенно безотказное оружие, о котором даже мечтать не могли Ушинский и Песталоцци, оружие, способное тво рить чудеса. Тут снова приходится вспоминать А. С. Макаренко. — Уверяю вас, воспитание человека чрезвычайно легкое, очень хорошее, прекрасное дело... — говорил он (Собр. соч., том 1, стр. 489), — «Испорченный ребенок» — фетиш педагогов-неудачников... (т. 3 , стр. 139). — Некоторым читателям хочется, — иронизировал Макаренко, ■— чтобы воспитатели мучились, перековывая беспризорников- в новых людей. Но я не му чился и не перековывал. Я достиг больших успехов в своей коммуне, достиг та кого положения, что мог брать группы по 50 человек прямо с вокзала. Я брал, скажем, сегодня вечером, а завтра я не беспокоился, и никто не беспокоился, как себя поведут вновь принятые... (т. 3, стр. 443).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2