Сибирские огни, 1963, № 2

торых совершенно немыслим член коммунистического общества? Не окажется ли для нас такая задача непосильной? Вспоминаю, как в Новосибирске целая армия учителей, родительский актив и комсомольская организация 95-й школы при поддержке «общественности» райо­ на целых два года «бились» и «все же ничего не смогли поделать» с одним вось­ миклассником — Пабло. Он курил, ругался, приводил в школу хулиганов с улицы, устраивал драки. Д аж е парни-десятиклассники боялись этого мальчишку! Педсовет школы поста­ вил вопрос об исключении Пабло. Наверное, правильно. Нельзя же, чтобы маль­ чишка держал в страхе десятки людей. Ну, а дальше? Какая сила остановит этого неглупого, энергичного мальчишку от полного падения? Тюрьма? Сомнительно. Что же? В ответ на этот вопрос учителя только пожимают плечами. Вот другой эпизод. Цех лущильников Новосибирского завода «Сибсельмаш» решил взять на поруки и поставить на правильную дорогу своего бывшего рабо­ чего Гену Попова, только что вышедшего из тюрьмы. Сколько с ним возились! Отмывали, одевали, давали «посильную» работу, «привлекали» к культурной жизни, «входили в друж бу» , говорили «по душам», «предъявляли требования» на цеховом собрании, даже путевку в санаторий бесплатную выделили, но... Попов обворовал товарищей по комнате, помогавших ему больше всех, и бежал. Сейчас в тюрьме, осужден на восемь лет. Все вроде правильно делали работники завода. А оказались бессильными. Почему? В городе Чапаевске Куйбышевской области суд отдал на поруки крупнейше­ му заводскому коллективу района двадцать два человека. Некоторые из них уже снова арестованы, многие — на грани этого, лишь трое встали на путь исправле­ ния. Примеры подобного нашего педагогического бессилия можно приводить без конца. Ни один самый захудалый заводик не начнет работу, не выяснив точной тех­ нологии изготовления своей продукции, даже если выпускать ему надо простые гайки! Увы, технология воспитательного процесса у нас все еще не отработана. С чего начинать коммунистическое воспитание человека? Какой инструмент и в какой последовательности применять? По каким «лекалам» кроить людские ха­ рактеры? Один уверяет, что панацея от всех зол — это труд, другой напирает на «самодеятельность и инициативу», третий предпочитает всему «любовь и дове­ рие» , четвертый, как мечом, размахивает «строгостью и дисциплиной», требуя вы­ селения всех нарушителей порядка на Землю Франца-Иосифа. Пробуют воспитатели эти рецепты и по очереди и все вместе и никак не пой­ мут, почему парень с трудовыми мозолями на ладонях, перевыполнив вдвое свою дневную норму, ходит вечером пьяный и дебоширит? Почему тот ж е Пабло на «любовь и доверие» отвечает недоверием, а какой-нибудь уличный хулиган ста­ новится для него гораздо большим авторитетом, чем все педагоги, вместе взятые?.. Не могут воспитатели найти ответ на эти вопросы и, отчаявшись, иной раз честят свою работу «неблагодарной», «каторжной»... А ведь наша жизнь дала в руки педагогов совершенно безотказное оружие, о котором даже мечтать не могли Ушинский и Песталоцци, оружие, способное тво­ рить чудеса. Тут снова приходится вспоминать А. С. Макаренко. — Уверяю вас, воспитание человека чрезвычайно легкое, очень хорошее, прекрасное дело... — говорил он (Собр. соч., том 1, стр. 489), — «Испорченный ребенок» — фетиш педагогов-неудачников... (т. 3 , стр. 139). — Некоторым читателям хочется, — иронизировал Макаренко, ■— чтобы воспитатели мучились, перековывая беспризорников- в новых людей. Но я не му­ чился и не перековывал. Я достиг больших успехов в своей коммуне, достиг та­ кого положения, что мог брать группы по 50 человек прямо с вокзала. Я брал, скажем, сегодня вечером, а завтра я не беспокоился, и никто не беспокоился, как себя поведут вновь принятые... (т. 3, стр. 443).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2