Сибирские огни, 1963, № 2
лектив справедлив, он строго стоит на страже и личных и общественных инте ресов, почти стихийно сочетая их в самых разумных пропорциях. «Только в коллективе, — писали Маркс и Энгельс, —• индивид получает ■средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» . (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3 , стр. 75.). Именно поэтому коллектив явится главной ячейкой коммунизма, его фунда ментом, опорой и в то же время он решающая-сила в его построении. В этом убедился тридцать лет назад Антон Семенович Макаренко. Задолго до создания материальной базы коммунизма талант и необычай ная социальная чуткость А . ' Макаренко помогли ему найти коммунистические формы организации жизни людей. Мне коммунизм представляется обществом, состоящим из таких вот сильных, целеустремленных, красивых «макаренковских» коллективов. Человек будущего — это не человек « с планеты Земля» , а член конкретно го коллектива, где и будет проходить вся его жизнь — в работе, в учебе, в об щественных делах , в умных, обогащающих душу и укрепляющих тело развле чениях, в постоянном общении с друзьями , товарищами по коллективу. При ком мунизме, наверняка, люди будут и путешествовать много, и профессии менять, но коллектив внесет в эту область организованность и порядок, решительно пре секая все, что может пойти во вред обществу или самому человеку. Такой коллектив не изолирует людей в узких группах, а наоборот тысяча ми нитей свяжет с другими коллективами, с вышестоящими выборными органа ми, с плановыми и координирующими центрами. Лишь через коллектив и мож но стать хозяином страны, а в будущем и всей планеты. Не может быть справедливости для одного, свободы для одного, правды для одного. Воля коллектива — вот высшая справедливость, самая полная сво бода, самая мудрая правда на земле! Лишь в коммунистическом коллективе все люди станут настоящими братьями —• заботливыми и доброжелательными друг к другу, но в то ж е время непримиримыми к малейшему отклонению от норм об щественной морали. Счастье человека будущего неразрывно будет связано с его жизнью в коллективе. Да и сейчас это уж е во многом так. Начав писать эту главу, я- задал себе вопрос: а какие минуты своей жизни считаю я самыми счастливыми? И вспомнились мне не успехи в работе, не пу тешествия, не праздники... В памяти всплыло, как я десять лет назад копал с друзьями картошку на грязном, заснеженном поле, как весело мы обедали воз ле телеги с дымящимися бачками, как пели хором под гитару на сцене тесного колхозного клуба ... Даже то, как однажды вывалились на полном ходу под ко леса брички, вспоминается сейчас как что-то радостное и романтичное. И дело тут вовсе не в чарах, которыми обладают воспоминания о юности. Много хоро шего было в юности, а вспомнилось это ... Почему же? У нас был очень дружный боевой и веселый коллектив. Ни изобилие, ни борьба, ни труд, ни развлечения не могут принести счастья, если ты один. Но в коллективе самое обычное, в другое время даж е , может быть, неприятное дело становится источником радости и наслаждения. Шить в дружбе с людьми, бороться вместе с ними за общее благо, работать, отдыхать — это и есть самое высокое счастье для человека. Такого счастья не отнимет никакая случайность, оно не зависит ни от внешности, ни от возраста, ни от везенья, оно войдет в жизнь каждого. В сплоченном коммунистическом коллективе получит людское счастье свою постоянную прописку, станет полнокровным, многогран ным, по-настоящему прочным. Большевики, борясь с царизмом, создали сплоченный могучий коллектив—• партию. В единстве с товарищами по борьбе, в верности общей цели — секрет их силы, несгибаемости, твердости духа и оптимизма. Большевиков не в силах бы ли разъединить ни толстые стены тюрьмы, ни тысячи километров сибирской тайги. Даже в одиночке они чувствовали локоть друзей, единомышленников по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2