Сибирские огни, 1963, № 2

гое кругом—-праздничное, что ли... А рассердится — жизни не рад... Работаешь, конечно, тоже, но... — Правильно, Колечка, правильно! — оживилась Зина, гость с соседнего этажа. — Не бывает без любви счастья. И у писателей, посмотрите, во всех кни­ гах, и в кино... Главное счастье — это когда любят друг друга по-настоящему... — Ну, кто про что, а Зина — про любовь! — махнул рукой Трушкин. — То- то все эти твои писатели как до свадьбы дойдут, так и занавес. А какое там за этим занавесом потом «счастье» — знаем, нагляделись. И вообще, если счастье на такую жиденькую веревку вешать — можно не сомневаться — сорвется. — Бросьте вы эту болтовню! — не выдержал Генка. — Счастье. Счастье!.. Обязательно вам его под параграф подогнать? Влюблюсь — для меня счастье в свадьбе будет, придумаю станок особенный — в том, чтобы увидеть его работа­ ющим в цехе, а если встречу несправедливость, то какое мне будет счастье, пока правды не добьюсь! У одного меня тридцать счастий может быть, а вы для всех одно хотите придумать... Очень мне понравились Генкины слова. Нашим людям однобокого счастья не надо. Им все сразу подавай — и труд по душе, и справедливость полнейшую, и любовь, и дружбу , и изобилие, и времени свободного для всестороннего своего развития в достатке. Да разве перечислишь все, что нужно человеку для «полно­ го» счастья? Сложное существо — человек, очень много у него потребностей, запросов, стремлений. Что же сделать для удовлетворения всех потребностей? Как органи­ зовать жизнь, чтобы она казалась правильной и справедливой каждому, чтобы она не сковывала ни в чем свободы отдельной личности и в то ж е время отвечала по­ требностям развития всего общества? Может быть, коммунизм будет царством анархии и «абсолютной» свободы? Каждый — живи как хочешь, делай что хо­ чешь? Как удовлетворить все, столь разнообразные и порой противоречивые, ж е ­ лания и потребности людей? Вот что говорил по этому поводу Н. С. Хрущев в докладе съезду КПСС: «Есть люди, неправильно, по-обывательски представляющие условия ж и з ­ ни при коммунизме. Они воспринимают только вторую часть формулы: по пот­ ребностям, и рассуждают примерно так: «При коммунизме хочешь — работай, хочешь — кочуй с Дальнего Востока на Запад, с Запада на Юг, а получать бу­ дешь все равно по потребностям». Единственно, что они готовят для коммуниз­ ма, — это самую большую ложку». Тогда, у спорщиков из двадцать седьмой комнаты, я поинтересовался, как относятся они к этому высказыванию? — А я не согласен! — тотчас ринулся Трушкин. — Выходит, и при комму­ низме хочешь не хочешь, а живи до старости на одном месте? А если, допустим, мне надоело на заводе, если я захотел картины рисовать — тогда как? Или, к примеру, устал работать, решил где-нибудь на Мадагаскаре позагорать да на акул поохотиться? Кто мне запретит? — Дурак ты, Витька! Ты на Мадагаскар захотел, Генка куда-нибудь в Ав­ стралию надумает, а цех как? — заметил Коля Говорков. — А завод? Закроют его ради вашего удовольствия? Будет у тебя отпуск, допустим, два месяца в го­ ду — и езжай хоть на марсианских диназавров охотиться!... Б ез дисциплины на производстве сам знаешь... — Фу-у, как скучно! — почти пропела Зиночка. — Дисциплина, порядок, плановость... Совсем как у этого лектора. А я вот читала где-то, что при комму­ низме люди будут отдыхать, меняя работу. Надоело стоять у пульта — пошел в сад новые Дороды цветов выводить. Надоело это — в школу иди, детишкам ариф­ метику объяснять... Что так вот и будет воспитываться всесторонняя личность... — Ну, а если всем захочется только цветы нюхать? — поинтересовался Генка. — Заводы , значит, закрывать в ожидании, когда у таких, как вы с Витькой «всесторонних личностей», подходящее настроение появится? — А что меня удержит, если я на Мадагаскар захочу? — не сдавался

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2