Сибирские огни, 1963, № 2

труд, свобода, равенство — все это нужно для счастья людей. Счастья, за кото­ рое сражались еще полки Разина и Пугачева, за которое гнили в тюрьмах, таяли от чахотки большевики-ленинцы... Мы не мыслим своего счастья без борьбы. Но если так, то будет ли гря­ дущее поколение счастливее нашего? Сейчас, когда вокруг еще столько смер тельных врагов, когда на земле еще столько нужды, горя, несправедливости, страстность в борьбе вполне понятна. Ну, а в будущем, когда на земле не оста­ нется капиталистов, хапуг, бюрократов, тунеядцев, бандитов, когда человечество достигнет полнейшего изобилия — за что и с кем бороться? Не станут ли будущие поколения пресытившимися, духовно ожиревшими и равнодушными владыками вселенной? Какими будут отношения между людьми? Во имя чего станут они жить? Борцы они будут или сибариты? Уйдет ли из жизни подлинная героика и роман­ тика с окончанием классовой борьбы, войн и революций? Думается, что подобные «страхи» за' будущее человечества напрасны. Вы­ соких порывов, хорошей страстности, подвигов и самопожертвования в жизни будущих поколений будет больше, чем когда бы то ни было. Совершенствованию жизни нет пределов. А значит, и конфликты, и борьба, и страстность будут посто­ янными спутниками человеческой истории. Старое, отжившее без сопротивления, не сдается к сейчас, не будет сдаваться и в будущем. А наука, а покорение природы? Разве они не будут «поставщиками» все но­ вых и новых грандиозных и увлекательных задач? Уже сейчас ученые выдвигают для решения такие проблемы: продлить жизнь человека до 1 5 0— 2 0 0 лет, победить старость и болезни; овладеть энергией солнца, ветра, подземною тепла, атомной и термоядерной; научиться запасать энергию и передавать ее без проводов в любое место; «обжить» планеты солнечной системы; научиться управлять погодой и обезвредить стихийные бедствия; изготавливать вещества с заданными качествами; более твердые, чем алмаз, более упругие, чем резина, более тугоплавкие, чем вольфрам и т. д.; вывести породы животных и растений невиданной продуктивности; превратить в оазисы пустыни, сделать плодородными тундру, болота, исполь­ зовать богатства тайги, покорить подводный мир... Разве решение этих проблем не способно зажигать сердца , сплачивать лю­ дей, вдохнуть в них дух борьбы? А ведь в дальнейшем наука будет выдвигать все более грандиозные и захватывающие задачи. И все ж е не смелость дерзаний, не власть над силами природы, не техниче­ ское могущество будут главными отличителными чертами человека коммунизма. «...На большом пригорке стоял пластмассовый домик. У миниатюрного пуль­ та управления сидел загорелый юноша и, словно виртуозный пианист, бегал паль­ цами по клавишам... По полю бежали электроплуги,.глубоко вгрызаясь в зем лю . ..»— так описыва­ ют некоторые авторы наше коммунистическое завтра. Космические троллейбусы, пластмассовые дворцы, портативные вертолеты, движущиеся тротуары, а людей нет. Так, тени какие-то с нимбами вокруг голов. Читаешь подобные «Путешествия в будущ ее» и не тянет в этот выдуманный ком­ мунизм. Выглядит он любопытной заморской страной. Хорошо бы заглянуть туда ненадолго: посмотреть—и обратно, в наше не столь механизированное, но милое сердцу настоящее! Развитие техники интересует всех, но... разве в этом главная притягатель­ ная сила коммунизма? Разве пластмассовые домики грезились большевикам под дулами белогвардейских винтовок? И при капитализме можно покорить космос, заселить дно океана, вывести небывалые породы скота, построить движущиеся тротуары. В будущ ее влечет нас мечта о новых, справедливых, братских отношениях между людьми, об изобилии материальных и духовных благ для всех, мечта о счастье.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2