Сибирские огни, 1963, № 2
труд, свобода, равенство — все это нужно для счастья людей. Счастья, за кото рое сражались еще полки Разина и Пугачева, за которое гнили в тюрьмах, таяли от чахотки большевики-ленинцы... Мы не мыслим своего счастья без борьбы. Но если так, то будет ли гря дущее поколение счастливее нашего? Сейчас, когда вокруг еще столько смер тельных врагов, когда на земле еще столько нужды, горя, несправедливости, страстность в борьбе вполне понятна. Ну, а в будущем, когда на земле не оста нется капиталистов, хапуг, бюрократов, тунеядцев, бандитов, когда человечество достигнет полнейшего изобилия — за что и с кем бороться? Не станут ли будущие поколения пресытившимися, духовно ожиревшими и равнодушными владыками вселенной? Какими будут отношения между людьми? Во имя чего станут они жить? Борцы они будут или сибариты? Уйдет ли из жизни подлинная героика и роман тика с окончанием классовой борьбы, войн и революций? Думается, что подобные «страхи» за' будущее человечества напрасны. Вы соких порывов, хорошей страстности, подвигов и самопожертвования в жизни будущих поколений будет больше, чем когда бы то ни было. Совершенствованию жизни нет пределов. А значит, и конфликты, и борьба, и страстность будут посто янными спутниками человеческой истории. Старое, отжившее без сопротивления, не сдается к сейчас, не будет сдаваться и в будущем. А наука, а покорение природы? Разве они не будут «поставщиками» все но вых и новых грандиозных и увлекательных задач? Уже сейчас ученые выдвигают для решения такие проблемы: продлить жизнь человека до 1 5 0— 2 0 0 лет, победить старость и болезни; овладеть энергией солнца, ветра, подземною тепла, атомной и термоядерной; научиться запасать энергию и передавать ее без проводов в любое место; «обжить» планеты солнечной системы; научиться управлять погодой и обезвредить стихийные бедствия; изготавливать вещества с заданными качествами; более твердые, чем алмаз, более упругие, чем резина, более тугоплавкие, чем вольфрам и т. д.; вывести породы животных и растений невиданной продуктивности; превратить в оазисы пустыни, сделать плодородными тундру, болота, исполь зовать богатства тайги, покорить подводный мир... Разве решение этих проблем не способно зажигать сердца , сплачивать лю дей, вдохнуть в них дух борьбы? А ведь в дальнейшем наука будет выдвигать все более грандиозные и захватывающие задачи. И все ж е не смелость дерзаний, не власть над силами природы, не техниче ское могущество будут главными отличителными чертами человека коммунизма. «...На большом пригорке стоял пластмассовый домик. У миниатюрного пуль та управления сидел загорелый юноша и, словно виртуозный пианист, бегал паль цами по клавишам... По полю бежали электроплуги,.глубоко вгрызаясь в зем лю . ..»— так описыва ют некоторые авторы наше коммунистическое завтра. Космические троллейбусы, пластмассовые дворцы, портативные вертолеты, движущиеся тротуары, а людей нет. Так, тени какие-то с нимбами вокруг голов. Читаешь подобные «Путешествия в будущ ее» и не тянет в этот выдуманный ком мунизм. Выглядит он любопытной заморской страной. Хорошо бы заглянуть туда ненадолго: посмотреть—и обратно, в наше не столь механизированное, но милое сердцу настоящее! Развитие техники интересует всех, но... разве в этом главная притягатель ная сила коммунизма? Разве пластмассовые домики грезились большевикам под дулами белогвардейских винтовок? И при капитализме можно покорить космос, заселить дно океана, вывести небывалые породы скота, построить движущиеся тротуары. В будущ ее влечет нас мечта о новых, справедливых, братских отношениях между людьми, об изобилии материальных и духовных благ для всех, мечта о счастье.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2