Сибирские огни, 1963, № 1
заж действительно овеян теплым челове ческим настроением: Там и речь, словно речка, Там и песни нередки: Молодежь там гуляет Н ад Гаинней. Кто-то счастье теряет, Кто-то счастье находит, Вот что там происходит, Н ад Гаинней. В литературной политике редакция альманаха «Енисей» обнаруживает две крайности, очевидно свидетельствующие об очень широком «либерализме». Наря^ ду с «чистой», больше всего пейзажной, лирикой (Владимир Ярофеев— «Пред чувствие весны», А. Жариков — «Вес на», «Осенний вечер» и др.) редакция предлагает читателям более или менее удачно зарифмованные политические декларации. Образцом такого рода ложно значи тельных произведений, заполненных па тетикой общих фраз, может служить стихотворение Вл. Ярофеева «Встреча». Мы рады, что не все творчество автора проходит по этому легкому пути, потому что сразу же за «Встречей» опубликова но хорошее стихотворение «В автобусе». В нем очень просто рассказано о том, как в обыкновенный вечер шел обыкно венный автобус, как ехали в нем с рабо ты люди, как он застрял, а советские солдаты, направляющиеся, видимо, куда- то на вечер, не пожалели своей «формы отглаженной, береженной», и деловито вытащили автобус на торную дорогу. И вот не стало скучно в машине, затянули пассажиры и солдаты песню, и песня эта. как хорошо чувствуется в подтексте стихотворения, открыла души людей. Зато «Встреча» напоминает барабан ный бой. Стихотворение состоит из на зывных предложений, и ни одно из них, естественно, не затрагивает ни ума, ни сердца. Герой вспоминает, что он не был на своей северной родине «десять ве сен», что теперь, возвратясь, он увидел «эти чудо-плесы», услышал «этот шум рабочий». И дальше- все выдержано в том же общепатетическом плане. Тут и «край лесов и хлеба в дебри стройки движет» и «всюду всплески кранов — коммунизма всплески» и столь же во сторженное восклицание: «Хороша, чу десна строек панорама!» Налицо — восклицания, обращения, лозунги. Они «соблазнили» редакцию, видимо, остротой темы, как и некоторые другие стихотворения. Мы имеем в виду произведение Вл. Рудакова, в котором вместо образа вождя дается беглый пе ресказ международного и внутреннего положения СССР. Таким же приемом написано и сти хотворение В. Соболева «Манолис Гле- зос» и некоторые другие. Самым бедным разделом альманаха «Енисей» нужно признать отдел крити ки и библиографии, к обозначению кото рого, очевидно, поэтому прибавлено еще- слово «публицистика». Только в статьях В. Беляева «Служа Советскому Союзу» (о творчестве А. Фа деева) и «Певец людей и природы род ной Сибири» (о творчестве Г. Маркова),. Л. Тихоновой (о творчестве Давыдова,, автора песни «Славное море, священный Байкал...») поднимаются некоторые об щие проблемы развития литературы. В- остальных статьях и рецензиях анализи руются и оцениваются книжки, выпу щенные в Красноярске, причем, как правило, лишь с красноярских «краевых» позиций, иначе говоря, вне связи с об щими процессами развития советского искусства в целом. Такая ограниченность уже сама по себе порождает просчеты а оценках, а в ряде случаев они углубляют ся еще «любительским» характером ре цензий. Если можно признать серьезными ре цензии П. Бунина, М. Шамохина, другие написаны торопливо и небрежно. Особенно не повезло литераторам Хакасии. Абаканский сборник был выпу щен в честь тридцатилетия советской Ха касии. Он содержит в себе много произве дений как опытных, так и начинающих писателей, произведений, заслуживаю щих самого серьезного разговора. А ре дакция «Енисея» опубликовала лишь одну краткую рецензию. Автор ее упре кает А. Ореховского за чересчур хва лебную статью в сборнике по поводу творчества А. Чмыхало, а сам столь же- бездоказательно утверждает одни репу тации и свергает другие. Он пишет: «Ин тересны «Тейские новеллы» А. Морков кина. Когда знакомишься с героями, скромными тружениками Теи, невольно проникаешься чувством,симпатии к этим людям, восхищаешься их героическим трудом. Совсем иное, впечатление остав ляют новеллы Б. Ховратовича. Онш лишены подлинной художественности, надуманны». Так произошла раздача критических «подарков». Одного вознесли, не сказав^ почему, другого — обругали, неизвестно- за что. И если А. Морковкин при жела нии может быть довольным, то как же должен чувствовать себя Б. Ховратович?' Справедливость требует сказать, что А. Васильева в рецензии, посвященной книге Л. Рубцовой «Лирические стихи»,, не в пример К. Антошину, пытается обосновать свои критические положения и выводы. Но некоторые ее верные за мечания сочетаются с пересказом содер жания стихов, а попытки отыскать чер ты поэтического своеобразия в творчест ве Л. Рубцовой приводят критика к чи сто формальным и поэтому неверным- заключениям. Ограничимся одним примером. А. Ва сильева анализирует стихотворение «На чало пути». Приведя две строчки о без отрадной жизни народа в царской рос-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2