Сибирские огни, 1963, № 1
ляет нас от необходимости приводить примеры из других произведений, посвя щенных различным явлениям жизни драя, но написанных на том же уровне. Верно определив принципиальное зна чение очерка, редакция еще очень мало сделала для того, чтобы он по содержа нию и по форме отвечал своему общест венно-политическому и эстетическому значению. В поэтической рубрике- альманаха об наруживаются, к сожалению, такие же противоречия, что и в прозе. Творчество И. Рождественского пред ставлено циклом стихов «Из лирическо го дневника», несколькими отдельными произведениями. Они не равноценны по •своим поэтическим качествам, но нам хотелось бы особо отметить остро сов ременное звучание его поэмы «К высо кой скорости». Хотя поэма невелика по объему, автору удалось раскрыть за частной биографией машиниста Федора Градова историю роста и созидания ново го строя. Здесь есть яркие строфы, пос вященные революции, гражданской вой не, передан пафос строительства первых пятилеток. Знаменателен и новый пово рот в жизни почетного железнодорожни ка: пришлось.ему сесть за парту, чтобы ■овладеть новой квалификацией водителя электровоза. Он понимает, что нынче ма ло богатого опыта, нужно овладевать знаниями, без которых невозможно идти •к великому будущему. Эта идея раскрывается в интересном сюжете, а задор поэта обнаруживается и в самой интонации произведения, и в лирических отступлениях, в которых И. Рождественский со всей страстью об рушивается на «эстетов», пытающихся установить моду на «чистые» элегии. Поэт говорит о праве искусства на оду человеку, идущему к коммунистическому будущему: Ода — это не фасон, не мода — Жизни отражение она. Пусть живет на свете наша ода, Как прибой, как ветер, как весна! Боевой тон героики наших дней отли чает и хорошие стихи К. Лисовского. Можно отметить в этом же плане заду шевные стихи Алитета Немтушкина — «Горел костер...», В. Угдыжекова — «Рождение стиха», Л. Рубцовой — «Ты сяча чудес», А. Генецелова — «Песня весны». Нельзя пройти мимо специальной под борки стихов строителей Красноярской ГЭС. В «Енисее» опубликованы стихотво рения «Счастье» монтера связи П. Ер молаева. «Приспособленцы» плотника В. Белкина, «Я снова дома» компрессор- щика В. Алейника, «Дивногорск» плот ника В. Карасева. Не все они поэтиче ски отделаны, некоторые несут еще на се бе следы ученичества. Но в каждом из них выражены высокие и теплые чувст ва, в них всегда выступает герой-совре менник. Но, присматриваясь к другим стихот ворениям, мы вновь сталкиваемся с не требовательностью редакции. Верным по идейно-художественному тону стихам противостоят произведения «нейтраль ные», как бы нарочито кокетничающие своим отстранением от современной зло бодневности, от глубоких мыслей и раз думий. Очень типичны для стихотворений та кого рода все трй поэтических опыта А. Труфилова. «Чистая» пейзажная кар тинка дана в стихотворении «Дуб». Здесь и заря, которая «растеклась... по горбам холмов», и подкованный серебром ручей. К названию имеют некоторое от ношение лишь две строчки: Дуб вчера шумел, а сегодня стих, Косарем застыл средь полей пустых. Даже к пейзажу этот дуб не «прира стает», потому что он дан вне образного восприятия вещей и явлений: то, что он стих —■констатация факта, а почему он стоит косарем, когда поля уже пустые— автор не объяснил. В стихотворении «Месяц» А. Труфи- лов пытается ассоциировать явления природы и жизни людей, но делает это неудачно. Он повествует о том, как «ме сяц — подросток босой» Вышел, бойко мигнул и понесся На собрание звезды скликать... Хорошо ему. Не собьется И дороги ему не искать. Как видим, ассоциация получилась до вольно прозаическая. Месяц, собираю щий звезды на собрание — сопоставле ние хотя и «неожиданное», но совершен но не оригинальное. И потом неясно: почему он не собьется с дороги, почему она ему вообще не нужна? В стихотворении И. Ерошина «Юж ный ветер» дан пейзаж более зримый, раскрывающий поэтическую наблюда тельность автора. Удачны детали, отра жающие в себе приметы весны: «стал зернисто ясным серый снег на крышах», «лужи на рассвете —- лунные окошки», «зайчики на вербе будто бы из шелка». Но они не «спасают» произведения в це лом. «Принцип» здесь — тот же самый, что и у А. Труфилова: вот вам картинка природы. Интересно? Как — кому! Одна ко на деле оказывается, что слишком уж «очищены» стихи от больших фило софских и эстетических раздумий! И как отрадно читать после этого пей зажные лирические стихи «Над Гаин- ней» эвенкийского поэта Алитета Нем тушкина в хорошем переводе М. Бори совой, передающем наивность и искрен нюю интонацию оригинала. Здесь чув ства и мысль едины и значительны, пей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2