Сибирские огни, 1963, № 1

ляет нас от необходимости приводить примеры из других произведений, посвя­ щенных различным явлениям жизни драя, но написанных на том же уровне. Верно определив принципиальное зна­ чение очерка, редакция еще очень мало сделала для того, чтобы он по содержа­ нию и по форме отвечал своему общест­ венно-политическому и эстетическому значению. В поэтической рубрике- альманаха об­ наруживаются, к сожалению, такие же противоречия, что и в прозе. Творчество И. Рождественского пред­ ставлено циклом стихов «Из лирическо­ го дневника», несколькими отдельными произведениями. Они не равноценны по •своим поэтическим качествам, но нам хотелось бы особо отметить остро сов­ ременное звучание его поэмы «К высо­ кой скорости». Хотя поэма невелика по объему, автору удалось раскрыть за частной биографией машиниста Федора Градова историю роста и созидания ново­ го строя. Здесь есть яркие строфы, пос­ вященные революции, гражданской вой­ не, передан пафос строительства первых пятилеток. Знаменателен и новый пово­ рот в жизни почетного железнодорожни­ ка: пришлось.ему сесть за парту, чтобы ■овладеть новой квалификацией водителя электровоза. Он понимает, что нынче ма­ ло богатого опыта, нужно овладевать знаниями, без которых невозможно идти •к великому будущему. Эта идея раскрывается в интересном сюжете, а задор поэта обнаруживается и в самой интонации произведения, и в лирических отступлениях, в которых И. Рождественский со всей страстью об­ рушивается на «эстетов», пытающихся установить моду на «чистые» элегии. Поэт говорит о праве искусства на оду человеку, идущему к коммунистическому будущему: Ода — это не фасон, не мода — Жизни отражение она. Пусть живет на свете наша ода, Как прибой, как ветер, как весна! Боевой тон героики наших дней отли­ чает и хорошие стихи К. Лисовского. Можно отметить в этом же плане заду­ шевные стихи Алитета Немтушкина — «Горел костер...», В. Угдыжекова — «Рождение стиха», Л. Рубцовой — «Ты­ сяча чудес», А. Генецелова — «Песня весны». Нельзя пройти мимо специальной под­ борки стихов строителей Красноярской ГЭС. В «Енисее» опубликованы стихотво­ рения «Счастье» монтера связи П. Ер­ молаева. «Приспособленцы» плотника В. Белкина, «Я снова дома» компрессор- щика В. Алейника, «Дивногорск» плот­ ника В. Карасева. Не все они поэтиче­ ски отделаны, некоторые несут еще на се­ бе следы ученичества. Но в каждом из них выражены высокие и теплые чувст­ ва, в них всегда выступает герой-совре­ менник. Но, присматриваясь к другим стихот­ ворениям, мы вновь сталкиваемся с не­ требовательностью редакции. Верным по идейно-художественному тону стихам противостоят произведения «нейтраль­ ные», как бы нарочито кокетничающие своим отстранением от современной зло­ бодневности, от глубоких мыслей и раз­ думий. Очень типичны для стихотворений та­ кого рода все трй поэтических опыта А. Труфилова. «Чистая» пейзажная кар­ тинка дана в стихотворении «Дуб». Здесь и заря, которая «растеклась... по горбам холмов», и подкованный серебром ручей. К названию имеют некоторое от­ ношение лишь две строчки: Дуб вчера шумел, а сегодня стих, Косарем застыл средь полей пустых. Даже к пейзажу этот дуб не «прира­ стает», потому что он дан вне образного восприятия вещей и явлений: то, что он стих —■констатация факта, а почему он стоит косарем, когда поля уже пустые— автор не объяснил. В стихотворении «Месяц» А. Труфи- лов пытается ассоциировать явления природы и жизни людей, но делает это неудачно. Он повествует о том, как «ме­ сяц — подросток босой» Вышел, бойко мигнул и понесся На собрание звезды скликать... Хорошо ему. Не собьется И дороги ему не искать. Как видим, ассоциация получилась до­ вольно прозаическая. Месяц, собираю­ щий звезды на собрание — сопоставле­ ние хотя и «неожиданное», но совершен­ но не оригинальное. И потом неясно: почему он не собьется с дороги, почему она ему вообще не нужна? В стихотворении И. Ерошина «Юж­ ный ветер» дан пейзаж более зримый, раскрывающий поэтическую наблюда­ тельность автора. Удачны детали, отра­ жающие в себе приметы весны: «стал зернисто ясным серый снег на крышах», «лужи на рассвете —- лунные окошки», «зайчики на вербе будто бы из шелка». Но они не «спасают» произведения в це­ лом. «Принцип» здесь — тот же самый, что и у А. Труфилова: вот вам картинка природы. Интересно? Как — кому! Одна­ ко на деле оказывается, что слишком уж «очищены» стихи от больших фило­ софских и эстетических раздумий! И как отрадно читать после этого пей­ зажные лирические стихи «Над Гаин- ней» эвенкийского поэта Алитета Нем­ тушкина в хорошем переводе М. Бори­ совой, передающем наивность и искрен­ нюю интонацию оригинала. Здесь чув­ ства и мысль едины и значительны, пей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2