Сибирские огни, 1963, № 1
появляются скороговорки: «Трудно, ой, как трудно давалась машина Киняки- ну!» Вот бы и рассказать о том, как че ловек преодолел трудности. Однако, бро сив фразу о том, что Кинякин обещал набраться опыта на другом участке, ав тор поспешил к выводу: «Когда врубов ка пошла и кинякинцы за шесть часов выполнили почти задание участка, на очередных нарядах все сразу ше загово рили о врубонавалке». Мы не случайно сопоставляем очерк М. Перевозчикова и повесть П. Мостов- ского — они схожи по теме. В повести «На трудном пути» речь также идет о том, как рабочие (на этот раз железно дорожники) стремятся встать на уровень коммунистических требований к труду —творчеству. Вез излишнего пафоса, очень просто и спокойно П. Мостовский рассказывает о нелегком пути бригады к завоеванию высокой чести. Наиболее интересные страницы повести посвящены именно формированию новых условий жизни и быта современного советского рабочего. Нам впервые встречается произведение, где действие развертывается преимуще ственно в классе вечерней школы для взрослых, т. е. там, где будущие члены коммунистической бригады выполняют один из важнейших заветов партийной Программы — стать образованными, во всех отношениях культурными людьми. И здесь, в этом «мирном» учреждении, есть свои сложные конфликты, разверты вается напряженная борьба не только между главным героем повести Никола ем Мининым и нигилистом Аркадием Петровым, но и между завучем и дирек тором, между директором и учащимися, ибо они по-разному понимают свой долг. Не упрощает Г1. Мостовский быт своих героев. Любовь хорошей девушки Жени к Николаю не находит отклика, потому что он любит подругу Аркадия «чистень кую» девушку Нину, искренне желаю щую быть во всем хорошей, но только при условии, чтобы не соприкасаться с житейской «обыденностью» и «грязью». Хотя некоторые стороны такой челове ческой натуры очень живо и верно рас крыты писателем, с нею как раз и связа ны слабости произведения. П. Мостов- скому удалось убедительно показать, как Нина постепенно отходит от эгоиста Ар кадия, видит лживое, искусственное в его характере, тянется к Николаю. Затем логика развития образа нарушается. До статочно Нине подышать тяжелым воз духом у постели больной матери Нико лая, чтобы вновь перед нами оказалась «барышня», далекая от мира искренних и просты^ рабочих людей. Искусствен-' ность, нарочитость развязки захватывает в свою орбиту ведущих героев повести — Николая и Женю. Судя по заключи тельным репликам Миши Ковина, все скоро «образуется» во взаимоотношени ях людей, из которых один любит, а дру гой нет, хотя такой финал за рамками повести вовсе не вытекает из развития лирического конфликта. Все же повесть «На трудном пути»— явление в альманахе положительное. Есть и другие, добротно выполненные произведения в прозе. Такова повесть И. Назарова «Под ливанским флагом». В ней показан контраст между трудом и моралью советского человека с одной стороны, и буржуазного — с другой. Увлекательно разработан сюжет пове сти: капитан ливанского корабля госпо дин Лемос рассчитывает получить от со ветских властей штраф за опоздание судна с экспортным грузом. Но совет ские моряки, именно потому, что между ними всегда есть дружба, товарищество, взаимная выручка, лишают его этой надежды. В то же время редакция альманаха публикует произведения, в которых не достатки, присущие повести П. Мостов- ского, проявляются гораздо резче. Изредка появляются в альманахе вполне зрелые произведения. Помимо хорошего рассказа Н. Устиновича «Не далекий путь», где развернута история героического подвига участника геолого разведочного отряда Власа Ткачева, ед ва не погибшего в таежной трясине, но сумевшего сообщить людям о найденной им ценной руде, можно сослаться еще на такие произведения, как «Лучший друг» Т. Лаврищева, «Осень» Андреаса Закса. Однако подавляющее их боль шинство свидетельствует о нетребова тельности работников альманаха. Вот, к примеру, рассказ «На обочине дороги» Н. Васильевой. Студент Виктор Петров попал в компанию воров и бан дитов. Как он оказался среди них, поче му именно он, а не кто-нибудь другой— рассказ не дает ответа. Автору явно не было известно, какую цель он перед со бой ставил. В повествовании обнаружи ваются совершенно неоправданные про тиворечия. Вот Н. Васильева обличает своего «героя»: скоро зачетная сессия, а он только-только за предыдущую отчи тался, да еще снова две двойки получил. Как справедливо думает мать Виктора, «он и лодырь, и бесчувственный. Она бьется как рыба об лед, чтобы ему же было лучше. У него и костюм прилич ный, и велосипед. А у матери нет паль то. Ванюшка не имеет обуви». Портрет иждивенца, паразитирующе го на жизни и труде других людей, как будто бы ясен. Однако автор вдруг, не известно из каких побуждений, начинает оправдывать Виктора: «А вечером у ма тери будет из-за него скандал с отчи мом. Перед ним всплыло ненавистное, самодовольное лицо отчима. Мать будет защищать и оправдывать его, Виктора. Отчим закричит на весь дом, что хватит с него лодыря-нахлебника». Судя по ин тонации Н. Васильевой, она переходит теперь на сторону Виктора. А почему?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2