Сибирские огни, 1963, № 1

появляются скороговорки: «Трудно, ой, как трудно давалась машина Киняки- ну!» Вот бы и рассказать о том, как че­ ловек преодолел трудности. Однако, бро­ сив фразу о том, что Кинякин обещал набраться опыта на другом участке, ав­ тор поспешил к выводу: «Когда врубов­ ка пошла и кинякинцы за шесть часов выполнили почти задание участка, на очередных нарядах все сразу ше загово­ рили о врубонавалке». Мы не случайно сопоставляем очерк М. Перевозчикова и повесть П. Мостов- ского — они схожи по теме. В повести «На трудном пути» речь также идет о том, как рабочие (на этот раз железно­ дорожники) стремятся встать на уровень коммунистических требований к труду —творчеству. Вез излишнего пафоса, очень просто и спокойно П. Мостовский рассказывает о нелегком пути бригады к завоеванию высокой чести. Наиболее интересные страницы повести посвящены именно формированию новых условий жизни и быта современного советского рабочего. Нам впервые встречается произведение, где действие развертывается преимуще­ ственно в классе вечерней школы для взрослых, т. е. там, где будущие члены коммунистической бригады выполняют один из важнейших заветов партийной Программы — стать образованными, во всех отношениях культурными людьми. И здесь, в этом «мирном» учреждении, есть свои сложные конфликты, разверты­ вается напряженная борьба не только между главным героем повести Никола­ ем Мининым и нигилистом Аркадием Петровым, но и между завучем и дирек­ тором, между директором и учащимися, ибо они по-разному понимают свой долг. Не упрощает Г1. Мостовский быт своих героев. Любовь хорошей девушки Жени к Николаю не находит отклика, потому что он любит подругу Аркадия «чистень­ кую» девушку Нину, искренне желаю­ щую быть во всем хорошей, но только при условии, чтобы не соприкасаться с житейской «обыденностью» и «грязью». Хотя некоторые стороны такой челове­ ческой натуры очень живо и верно рас­ крыты писателем, с нею как раз и связа­ ны слабости произведения. П. Мостов- скому удалось убедительно показать, как Нина постепенно отходит от эгоиста Ар­ кадия, видит лживое, искусственное в его характере, тянется к Николаю. Затем логика развития образа нарушается. До­ статочно Нине подышать тяжелым воз­ духом у постели больной матери Нико­ лая, чтобы вновь перед нами оказалась «барышня», далекая от мира искренних и просты^ рабочих людей. Искусствен-' ность, нарочитость развязки захватывает в свою орбиту ведущих героев повести — Николая и Женю. Судя по заключи­ тельным репликам Миши Ковина, все скоро «образуется» во взаимоотношени­ ях людей, из которых один любит, а дру­ гой нет, хотя такой финал за рамками повести вовсе не вытекает из развития лирического конфликта. Все же повесть «На трудном пути»— явление в альманахе положительное. Есть и другие, добротно выполненные произведения в прозе. Такова повесть И. Назарова «Под ливанским флагом». В ней показан контраст между трудом и моралью советского человека с одной стороны, и буржуазного — с другой. Увлекательно разработан сюжет пове­ сти: капитан ливанского корабля госпо­ дин Лемос рассчитывает получить от со­ ветских властей штраф за опоздание судна с экспортным грузом. Но совет­ ские моряки, именно потому, что между ними всегда есть дружба, товарищество, взаимная выручка, лишают его этой надежды. В то же время редакция альманаха публикует произведения, в которых не­ достатки, присущие повести П. Мостов- ского, проявляются гораздо резче. Изредка появляются в альманахе вполне зрелые произведения. Помимо хорошего рассказа Н. Устиновича «Не­ далекий путь», где развернута история героического подвига участника геолого­ разведочного отряда Власа Ткачева, ед­ ва не погибшего в таежной трясине, но сумевшего сообщить людям о найденной им ценной руде, можно сослаться еще на такие произведения, как «Лучший друг» Т. Лаврищева, «Осень» Андреаса Закса. Однако подавляющее их боль­ шинство свидетельствует о нетребова­ тельности работников альманаха. Вот, к примеру, рассказ «На обочине дороги» Н. Васильевой. Студент Виктор Петров попал в компанию воров и бан­ дитов. Как он оказался среди них, поче­ му именно он, а не кто-нибудь другой— рассказ не дает ответа. Автору явно не было известно, какую цель он перед со­ бой ставил. В повествовании обнаружи­ ваются совершенно неоправданные про­ тиворечия. Вот Н. Васильева обличает своего «героя»: скоро зачетная сессия, а он только-только за предыдущую отчи­ тался, да еще снова две двойки получил. Как справедливо думает мать Виктора, «он и лодырь, и бесчувственный. Она бьется как рыба об лед, чтобы ему же было лучше. У него и костюм прилич­ ный, и велосипед. А у матери нет паль­ то. Ванюшка не имеет обуви». Портрет иждивенца, паразитирующе­ го на жизни и труде других людей, как будто бы ясен. Однако автор вдруг, не­ известно из каких побуждений, начинает оправдывать Виктора: «А вечером у ма­ тери будет из-за него скандал с отчи­ мом. Перед ним всплыло ненавистное, самодовольное лицо отчима. Мать будет защищать и оправдывать его, Виктора. Отчим закричит на весь дом, что хватит с него лодыря-нахлебника». Судя по ин­ тонации Н. Васильевой, она переходит теперь на сторону Виктора. А почему?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2