Сибирские огни, 1963, № 1

би я Веры Пановой, но и многие важней­ шие стороны самой жизни, нашей жиз­ ни. Цель этого обстоятельного исследо­ вания—понять истину, как бы ни была она подчас неприятна. Критик высоко ценит творчество Пановой («ни у одного из современных прозаиков нет такого непосредственного ощущения органич­ ности нашей действительности, как у В. Пановой»), и все же на центральный вопрос: почему роман «Времена года» оказался и слащавый и неглубокий, — отвечает сурово: потому что, несмотря на великолепные характеры и прекрасные психологические находки, сюжет его «держится на событиях, не имеющих смысла без глубокого и страстного реше­ ния конкретных общественных проб­ лем». Е. Старикову увлекает сложность решений этих еще не решенных жизнью, а литературой часто и не поставленных конкретных общественных проблем, тех жизненных сложностей, мимо которых так часто проходили писатели. Местами ее статья выходит за рамки обычного критического исследования, перерастая в публицистический очерк,. насыщенный мыслями и наблюдениями. Эта критика, которая уже становится литературой. Эти две книги не представляют собой явления сколько-нибудь исключительно­ го в масштабах нашей сегодняшней кри­ тики. Напротив, они как нельзя более характерны для современного уровня критического мышления; многообразие творческих индивидуальностей сочетает­ ся с упрочением прогрессивной идейно­ эстетической позиции современной со­ ветской литературы, в котором критика принимает действенное участие. А. А б р а м о в и ч Б ПОИСКАХ СВОЕГО ЛИЦА Г Г редыдущий обзор альманаха 1 1 «Енисей»1 дал основание сде­ лать следующий вывод: «Закончен про­ смотр трех больших книг красноярского альманаха. В нем прощупывается живой пульс жизни огромного края. Много по­ знавательного, интересного материала предложено вниманию читателей. И если сравнить последние книги альманаха с рядом предшествующих номеров, то сле­ дует сказать о заметном улучшении ка­ честв опубликованных в нем произведе­ 1 Журнал «Сибирские огни», 1956, № 3, «Красноярский альманах». ний. Но много еще в альманахе произ­ ведений сырых, недоработанных, опуб­ ликованных поспешно, со скидкой на ин­ тересную тему». Прошло шесть лет. В 1961 году ре­ дакция «Енисея» произвела перестройку альманаха — отказались от ежегодного издания двух огромных томов, перешли на выпуск четырех красочно оформлен­ ных книжек, распространяемых преиму­ щественно по подписке. Но такая пере­ стройка должна была, разумеется, кос­ нуться прежде всего содержания «Ени­ сея». Что же изменилось в нем? Что но­ вого находит в нем читатель? Правда, и раньше редакция стреми­ лась представить в своем издании самые различные жанры литературы. Что же касается номеров, вышедших в 1961 го­ ду1, то они свидетельствуют, что такие стремления легли в основу работы ред­ коллегии. Повести, рассказы, очерки, стихи, поэмы, этнографические зарисов­ ки, критические статьи, рецензии, сатира и юмор, литературная и культурная хро­ ника постоянно представлены в альма­ нахе. Однако оценка, данная выпускам аль­ манаха прошлых лет, к сожалению, не снимается. Центральное место в альманахах за 1961 г. занимает повесть П. Мостовско- го «На трудном пути» (№ 3 и 4). Ее достоинства легче всего раскрыть в срав­ нении. В № 1 опубликован очерк М. Пе­ ревозчикова «Рядовые шахтерской гвар­ дии», посвященный коммунистическому коллективу участка Леонида Степанови­ ча Черткова пятнадцатой шахты. Так как просчеты в этом произведении типичны и для других очерков и рассказов, то на нем следует остановиться. Очеркист пишет о коммунистическом коллективе, слава которого, по его вы­ ражению, «разнеслась далеко за преде­ лы края». Факты приведены действи­ тельно поразительные. Помимо велико­ лепных производственных показателей, «на участке учатся все: одни в вечер­ ней школе, другие в различных круж­ ках, третьи приобретают смежные про­ фессии в учебно-курсовом комбинате и на курсах шоферов-любителей. 87 чело­ век участка имеют 270 профессий». Отдавая должное этим и другим фак­ там, мы, прочтя очерк, не можем изба­ виться от чувства неудовлетворенности, ибо М. Перевозчиков, выполнил лишь половину своих обязанностей: рассказал — что сделано, и почти не рассказал— как это сделано. Таким образом, главная цель очерка, как художественного про­ изведения — научить других жить и работать по-коммунистически — осталась недостигнутой. Есть цифры, характери­ зующие достижения участка, сказано о некоторых технических новшествах, а как только дело касается живых людей, 1 Альманах «Енисей», 1961, № 1—4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2