Сибирские огни, 1963, № 1
би я Веры Пановой, но и многие важней шие стороны самой жизни, нашей жиз ни. Цель этого обстоятельного исследо вания—понять истину, как бы ни была она подчас неприятна. Критик высоко ценит творчество Пановой («ни у одного из современных прозаиков нет такого непосредственного ощущения органич ности нашей действительности, как у В. Пановой»), и все же на центральный вопрос: почему роман «Времена года» оказался и слащавый и неглубокий, — отвечает сурово: потому что, несмотря на великолепные характеры и прекрасные психологические находки, сюжет его «держится на событиях, не имеющих смысла без глубокого и страстного реше ния конкретных общественных проб лем». Е. Старикову увлекает сложность решений этих еще не решенных жизнью, а литературой часто и не поставленных конкретных общественных проблем, тех жизненных сложностей, мимо которых так часто проходили писатели. Местами ее статья выходит за рамки обычного критического исследования, перерастая в публицистический очерк,. насыщенный мыслями и наблюдениями. Эта критика, которая уже становится литературой. Эти две книги не представляют собой явления сколько-нибудь исключительно го в масштабах нашей сегодняшней кри тики. Напротив, они как нельзя более характерны для современного уровня критического мышления; многообразие творческих индивидуальностей сочетает ся с упрочением прогрессивной идейно эстетической позиции современной со ветской литературы, в котором критика принимает действенное участие. А. А б р а м о в и ч Б ПОИСКАХ СВОЕГО ЛИЦА Г Г редыдущий обзор альманаха 1 1 «Енисей»1 дал основание сде лать следующий вывод: «Закончен про смотр трех больших книг красноярского альманаха. В нем прощупывается живой пульс жизни огромного края. Много по знавательного, интересного материала предложено вниманию читателей. И если сравнить последние книги альманаха с рядом предшествующих номеров, то сле дует сказать о заметном улучшении ка честв опубликованных в нем произведе 1 Журнал «Сибирские огни», 1956, № 3, «Красноярский альманах». ний. Но много еще в альманахе произ ведений сырых, недоработанных, опуб ликованных поспешно, со скидкой на ин тересную тему». Прошло шесть лет. В 1961 году ре дакция «Енисея» произвела перестройку альманаха — отказались от ежегодного издания двух огромных томов, перешли на выпуск четырех красочно оформлен ных книжек, распространяемых преиму щественно по подписке. Но такая пере стройка должна была, разумеется, кос нуться прежде всего содержания «Ени сея». Что же изменилось в нем? Что но вого находит в нем читатель? Правда, и раньше редакция стреми лась представить в своем издании самые различные жанры литературы. Что же касается номеров, вышедших в 1961 го ду1, то они свидетельствуют, что такие стремления легли в основу работы ред коллегии. Повести, рассказы, очерки, стихи, поэмы, этнографические зарисов ки, критические статьи, рецензии, сатира и юмор, литературная и культурная хро ника постоянно представлены в альма нахе. Однако оценка, данная выпускам аль манаха прошлых лет, к сожалению, не снимается. Центральное место в альманахах за 1961 г. занимает повесть П. Мостовско- го «На трудном пути» (№ 3 и 4). Ее достоинства легче всего раскрыть в срав нении. В № 1 опубликован очерк М. Пе ревозчикова «Рядовые шахтерской гвар дии», посвященный коммунистическому коллективу участка Леонида Степанови ча Черткова пятнадцатой шахты. Так как просчеты в этом произведении типичны и для других очерков и рассказов, то на нем следует остановиться. Очеркист пишет о коммунистическом коллективе, слава которого, по его вы ражению, «разнеслась далеко за преде лы края». Факты приведены действи тельно поразительные. Помимо велико лепных производственных показателей, «на участке учатся все: одни в вечер ней школе, другие в различных круж ках, третьи приобретают смежные про фессии в учебно-курсовом комбинате и на курсах шоферов-любителей. 87 чело век участка имеют 270 профессий». Отдавая должное этим и другим фак там, мы, прочтя очерк, не можем изба виться от чувства неудовлетворенности, ибо М. Перевозчиков, выполнил лишь половину своих обязанностей: рассказал — что сделано, и почти не рассказал— как это сделано. Таким образом, главная цель очерка, как художественного про изведения — научить других жить и работать по-коммунистически — осталась недостигнутой. Есть цифры, характери зующие достижения участка, сказано о некоторых технических новшествах, а как только дело касается живых людей, 1 Альманах «Енисей», 1961, № 1—4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2