Сибирские огни, 1963, № 1
своем батальном обличье, не в грохоте разрывов и не в зареве пожарищ, но во множестве деталей, говорящих о том, как отразилась она в жизни всего наро да, сломав обычные мерила вещей, на виснув надо всем тяжелой тучей, поро див свой собственный быт, представляю щий как будто некую злую издевку над обычным течением человеческой жиз ни...» Надо было отойти во времени и вновь обрести «обычные мерила вещей» и снова почувствовать «злую издевку» над обычным течением человеческой жизни, какую представляет собой только одна угроза войны, чтобы по-новому раз личать поэтические детали тех лет, пере дающие весь драматизм народного бед ствия. Не в этом ли современность кри тики — в обостренном, сегодняшнем ви дении жизни, в способности оценить ис кусство любой эпохи в его соотношении с проблемами сегодняшнего бытия. Не в этом ли отличие критики от академиче ского, исследовательского литературове дения, рассматривающего произведения только в связях с временем, его породив шим. Пойдет ли речь о «Русском лесе» Л. Леонова или о романах Б. Горбатова, о книге воспоминаний Александры Бру- штейн или о пьесе Д. Зорина «Вечный источник», ощущение духовных запро сов нашего современника входит в са мую суть критических размышлений: о природе конфликтов и о человеческих характерах, о смысле событий и поступ ков. И не случайно в героях Горбатова критик с особенным вниманием исследу ет те черты, личные свойства характера, которые объективно подготавливали в че ловеке начала 30-х годов некоторые ти пичные качества, характеризующие пери од культа личности. Таковы опасные, запальчивые порывы Виктора Абросимо ва («Донбасс»), стремящегося любой це ной, всеми правдами и неправдами вы вести в сводке «желанные 100 процен тов». А. Турков беспощадно, с позиций нашего сегодня оценивает авторскую «доброту» Горбатова, «пожелевшего» своего героя Алешу Гайдаша и не дав шего ему до конца проявить его «вож- дистские» задатки, обнаруженные им уже в юные годы в деятельности ком сомольского вожака. Это не просто нару шенная логика развития характера, но и в какой-то мере гражданская капитуля ция перед неясным тогда еще злом. Обращает на себя внимание статья «Сила слова» об эстетических «прома хах» в современной литературе. А. Тур ков убедительно демонстрирует, как не брежность, приблизительность, серость в литературе создают атмосферу эстети ческой неправдивости, подрывают дове рие к писателю, искажают его верные мысли, высвечивают пошлость и «лите ратурщину». В сборнике это одна из луч ших статей. Но вот вслед за первой книгой чита ешь вторую и видишь: при всем внеш нем сходстве, при всей внутренней бли зости литературной позиции они совсем не похожи. И дело тут не в «манере письма», не в формальных способах вы ражения. Дело в том, что книга Е. Ста риковой в неменьшей (пожалуй, даже в большей степени), чем книга А. Туркова, свидетельствует о сложившейся, своеоб разной критической индивидуальности. Именно этим она интересна. В оценке «Золотой розы» К. Паустов ского Е. Старикова высказывает взгля ды, во многом рротивоположные тому, что изложил в своей статье об этой кни ге А. Турков. Е. Старикова видит ос новное достоинство этой вещи в ее пуб лицистической заостренности. Именно этого, как ни странно, Турков у Паустов ского, к своему великому сожалению, не нашел. Суждение Стариковой основа тельнее, капитальнее, глубже, но спорит она не с Турковым. Она вступает в спор, — и это характерно, — с самим Па устовским — это спор о красивости и красоте, об эстетической неправде и ис тинности, о настоящем и ненастоящем в искусстве, о проницательности взглядов художника и о слабости его теоретиче ских обобщений... Оставим в стороне пространное иссле дование, посвященное новой редакции романа Л. Леонова «Вор». Вчитаемся в серьезную и умную статью о двух по вестях Сергея Антонова «Дело было в Пенькове» и «Аленка». Она показывает не только наблюдательность критика, умение видеть психологическую глубину, полную внутренних противоречий, в характерах, намеченных писателем до вольно поверхностно, что свидетельству ет о хорошем знании критиком не толь ко литературы, но и жизни, свойств че ловеческой натуры, — статья обнаружи вает и другую, еще более ценную в кри тике способность — перейти к выводам от наблюдений: оценить поступки героя с точки зрения прогрессивной сегодняш ней этики (не только литературного ма стерства!). Е. Старикова делает это по- человечески страстно и убежденно, а главное — непримиримо, хотя бы речь шла о так называемых «мелочах». Не все статьи сборника равноценны, не все одинаково интересны. Но вот еще одна — основная, с наибольшей глубиной выражающая литературную и жизненную программу критика: «Что мы сеем? Что мы пожнем?» Ее чита ешь с увлечением, не отрываясь, —эту статью о романе и повестях В. Пано вой, точнее, об одной лишь теме в много образном творчестве писательницы: о те ме других поколений об отцах и детях, как она прозвучала в романе «Времена года», в повестях «Сережа» и «Квдо- кия», в рассказах «Валя» и «Володя». В пределах этой темы подробно исследу ются не только характернейшие свойст ва своеобразного писательского дарива-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2