Сибирские огни, 1963, № 1
Семена чувство острого одиночества, когда он вдвоем с товарищем, тайком от команды, откачивал воду из машинного отделения. Неслучайно врач, объясняя его болезнь нервным потрясением, ого ворился: «Но дело, видно, не только в этом. Вот те четверо в океане — не сошли ведь с ума и не потерялись. А нагрузоч- ка у них была посерьезнее... Значит, нер вы — результат не только пережитой опасности и страха. Ваше лекарство — люди. Люди, люди и люди». В целом ряде эпизодов автор дает по чувствовать, что на траулере были хоро шие, честные люди. Но пока на капи танском мостике оставался Ризнич, они вряд ли могли существенно помочь Се мену. По совету врача Семен решил «начать сначала», «с первого шага», т. .е. с той обстановки, которая пред шествовала его морской службе. С большой художественной убедитель ностью П. Халов показывает, как люди, среди которых прошло детство и юность Семена, избавляют его от болезни ■— от страха, хандры, неуверенности в се бе. Включившись в коллективную рабо ту в напряженные дни осенней страды, почувствовав себя снова сильным и нужным человеком, Семен вернулся на корабль. Перемежая два плана повествования, автор рассеивает ореол внешней роман тики вокруг тяжелой профессии моря ка и наглядно убеждает читателя в том, что главное в службе на флоте, как и всюду, — это труд. Труд дает человеку сознание своей ценности и полезности, где бы он ни работал — на рыболовец ком судне, в механических мастерских или шофером на самосвале. Писатель умеет передать красоту и увлекательность самого будничного, «прозаического» труда. И в этой спо собности художника глубоко чувство вать поэзию повседневности и заклю чается обаяние его книги, ее пафос. Нельзя, например, равнодушно чи тать, как Семен после долгого перерыва снова садится за руль грузовика, как его руки, прикасаясь к машине, медлят, при поминают, как «вежливо» он въезжает в каждую выбоину на ухабистой дороге. Он любит машину, как живую, и всем своим существом чувствует напряжение в моторе, когда самосвал с огромной скоростью мчится по шоссе. В самом процессе труда или в связи с ним раскрываются характеры основ ных героев повести — моряков Феликса и Меньшенького, отца Семена, завгара Федора, молодого шофера Алешки. Особенно привлекателен образ отца — человека скромного и гордого, безуко ризненно честного и бескорыстного. За плечами отца — многолетняя трудовая жизнь, и в этой жизни работа была не просто обязанностью, но необходи мостью и самой большой радостью. До статочно вспомнить, как любовно и бе режно собирал отец инструменты, кото рыми пользовался в разные годы, как благоговейно относилась к ним вся семья. «Любая семья хранит свою историю по-разному. У одних — это пухлые, бит ком набитые фотографиями альбомы, у других—вещи, родные с незапамятных времен. Чулан отца — архив нашей семьи. Всю ее историю можно прочитать по инструментам». Возвеличивая людей труда, П. Халов в го же время далек от мысли, что вся кий труд, независимо от цели, благоро ден. Напротив, он показывает, что если энергия человека подчинена, прежде всего, достижению личного успеха, его трудолюбие и настойчивость перестают быть его достоинствами. Капитану Ризничу нельзя отказать в энергии, упорстве, силе воли. Однако автор осуждает его за готовность лю быми средствами, даже ценой преступле ния выполнять план и добиваться круп ных заработков на ловле рыбы. Ризнич неслучайно равнодушен к людям, с ко торыми работает, — за всей его жизнен ной активностью стоит эгоистический интерес. Неодобрительно писатель относится и к шоферу Алешке, который, тщательно изучив автомобильную трассу, целых два года скрывает свой опыт от других, чтобы быть всегда первым. Конечно, виновность Алешки нельзя сравнивать с преступлением Ризнича, тем более, что Алешка еще слишком молод-зелен. Но даже и в таком про явлении эгоизм нетерпим в рабочей сре де. В повести нет конфликта в традицион ном понимании этого слова. Разлад, воз никший на корабле в результате пре ступных действий капитана, не выли вается в открытое столкновение с Риз ничем и разрешается вмешательством посторонних сил. Более того, все собы тия играют роль как бы пространной экспозиции к главному—к тому, как Семен Барков борется со своим недугом и снова обретает место в строю. Эта внутренняя борьба главного героя, его неодолимое стремление к труду, к лю дям, к любви и является пружиной дей ствия повести. Образ Семена раскрыт автором с на ибольшей полнотой. Писатель не зату шевывает его слабостей. Оказавшись на берегу в полном одиночестве, Семен за пивает горе вином и оказывается в об ществе случайных людей. Но даже в эти минуты отчаяния ему не изме няет всегдашняя нетерпимость к под лости.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2